Гражданско-правовая ответственность и ее пределы для УК
Гражданско‑правовая ответственность предполагает последствия, связанные с защитой имущественных или неимущественных прав. Прежде всего такой вид ответственности связан с возмещением убытков. Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права; утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ст. 15 ГК РФ).
Возмещение убытков происходит при наличии вреда, который был причинен действием или бездействием управляющей организации. Например, если в результате того, что управляющая компания несвоевременно провела ремонт крыши и случился залив жилого помещения, управляющая компания обязана возместить убытки за причиненный ущерб.
Общие основания возмещения вреда установлены в ст. 1064 ГК РФ.
Вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п. 1 ст. 1064 ГК РФ). Для того чтобы доказать причиненный управляющей организацией вред, необходимы следующие условия:
1. Наличие самого вреда (например, затопление квартиры или дерева, упавшего на автомобиль во дворе).
2. Наличие действия или бездействия управляющей организации, которая ненадлежащим образом обслуживала общее имущество, чем и допустила причинение вреда (видели, что сети гнилые, но ремонт не провели; видели, что дерево сухостойное, но не спилили его).
3. Причинно‑следственная связь между первым и вторым пунктами: например если дерево упало на автомобиль собственника помещения (или любого иного лица), но:
– земельный участок находится в собственности не управляющей организации, а муниципально‑правового образования;
– дерево росло на земельном участке, соседнем с общедомовым;
– дерево не было сухостойным и упало по причине урагана или иных аномальных погодных явлений (форс‑мажор).
В этой ситуации нет вины управляющей организации. Другой распространенный пример возмещения гражданского вреда – залив. Если он случился, то следует:
1. Составить акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу.
В случае причинения исполнителем ущерба жизни, здоровью и (или) имуществу потребителя, общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме исполнитель и потребитель (или его представитель) составляют и подписывают акт о причинении ущерба жизни, здоровью и имуществу, содержащий описание причиненного ущерба и обстоятельств, при которых такой ущерб был причинен.
Акт должен быть составлен исполнителем и подписан им не позднее 12 часов с момента обращения потребителя в аварийно‑диспетчерскую службу. При невозможности подписания, например по причине отсутствия пострадавшего, акт должен быть подписан, помимо исполнителя, двумя незаинтересованными лицами. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй остается у исполнителя (п. 152 Правил от 06.05.2011 № 354).
Строгой формы акта не предусмотрено, поэтому он может быть произвольным, но с обязательными данными: дата и время составления, состав участвующих лиц, событие и предмет акта, причина залива (описывается максимально полная картина происшедшего). В акте расписываются исполнитель (управляющая организация) и собственник. Если собственник не согласен с указанной причиной, то акт могут подписать два незаинтересованных лица. Акт может быть отправлен собственнику по почте.
2. Установить причину залива. В разделе «Определение внутренних границ общего имущества с потребителями» пояснялось, что в любой проблемной ситуации важно понять: «на чьей земле» и «кто будет отвечать».
Если залив случился на внутриквартирном оборудовании (а не на общем имуществе), то отвечать будет владелец данного имущества (собственник помещения).
При установлении причин залива учитывайте жизненный принцип доктора Хауса: «Все люди врут». При заливе жители могут максимально заметать следы, чтобы ответственность была возложена не на них, а на управляющую компанию.
Однажды у нас была такая ситуация: из‑за залива пострадало несколько этажей. Мы пришли составлять акт о причине залива, но никак не могли ее выявить: все стояки были сухие, а запорные устройства целы. Оказалось, что у собственника в его отсутствие сорвало кран со стиральной машинки (сам кран был влажный, и с него капало). Собственник вытер и высушил все в санузле, кроме лужи под самой стиральной машиной. Нам пришлось все это фиксировать на видео в присутствии свидетелей и отражать в акте. В результате ответственность за причиненный вред был возложена на хитреца.
Обратите внимание, что потребитель несет гражданско‑правовую ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу исполнителя или иных потребителей вследствие ненадлежащей эксплуатации внутриквартирного оборудования (для потребителя в жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме) или внутридомовых инженерных систем (для потребителя в жилом доме) (пп. «б» п. 158 Правил от 06.05.2011 № 354).
Иногда мы сталкиваемся с ситуациями, когда осуществляется залив, но попасть в жилое помещение, где он случился, невозможно. Тогда приходится перекрывать воду во всем доме и ждать собственника. Если он отсутствует долго, некоторые управдомы практикуют вскрытие помещения в присутствии сотрудников полиции и устраняют проблему, опечатывают двери. Однако такие действия могут в дальнейшем привести к проблемам с собственником, к которому вломились против его воли (т. к. согласно Конституции войти в жилое помещение против воли собственника можно только по решению суда).
Ситуация тупиковая, и единственным ее решением может быть только горизонтальная разводка по сетям.
Бывает и так, что мы не можем установить причину залива из‑за того, что доступ к инженерным сетям перекрыт (закрыт коробом). Тогда перекрывается вода, а собственнику предлагается ликвидировать короб.
Доступ к коммуникациям должен быть открытым для обслуживания. В противном случае отвечать за это должен собственник – нарушитель правил. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (п. 2 ст. 1064 ГК РФ). Кроме того, исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг (п. 153 Правил от 06.05.2011 № 354).
Также, если грубая неосторожность самого потерпевшего содействовала возникновению или увеличению вреда, в зависимости от степени вины потерпевшего и причинителя вреда размер возмещения должен быть уменьшен (п. 2 ст. 1083 ГК РФ).
Нужно отметить, что дела по возмещению гражданского вреда обычно всегда проигрышные для управляющих организаций. Даже если вина управляющей организации неочевидна, иск от пострадавших лиц, скорее всего, будет заявлен солидарно и к виновнику, и к управляющей организации. И уже управляющей организации нужно будет доказывать в гражданском процессе, что она не является виновницей случившегося и надлежащим образом исполнила свои обязанности.
Главная стратегия при возмещении вреда – договариваться и решать вопрос в досудебном порядке, потому что в судебном порядке выйдет дороже (с выплатой взыскиваемой суммы, 50 % штрафа и несением судебных расходов).
Граждане, являющиеся собственниками помещений в многоквартирном доме, относятся к потребителям услуг, оказываемых управляющей организацией (исполнителем) по возмездному договору управления многоквартирным домом, в связи с чем, на данные правоотношения распространяется Закон «О защите прав потребителей» (Определение Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда РФ от 25.07.2017 № 74‑КГ17‑10).
Обратите внимание, что если вред был причинен не собственнику помещения многоквартирного дома, то причинение такого вреда имуществу не находится в причинной связи с договорными отношениями с управляющей организацией. Право пострадавшего требовать возмещения причиненного ущерба носит внедоговорный характер, а потому положения о защите прав потребителей не подлежат применению при разрешении такого спора (Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите прав потребителей, связанным с реализацией товаров и услуг, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 17.10.2018).
Законодательством о защите прав потребителей не регулируются отношения граждан с ТСЖ и ЖСК, если эти отношения возникают в связи с членством граждан в этих организациях. На отношения по поводу предоставления этими организациями гражданам, в том числе и членам этих организаций, платных услуг (работ) «Закон о защите прав потребителей» распространяется (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей»). Таким образом, если пострадавшее лицо является членом ТСЖ и ЖСК (о чем имеется письменное заявление), то оно имеет право требовать в суде только возмещения реального вреда, без уплаты 50 % штрафа (за нарушение потребительского законодательства) и морального вреда.
Суды исходят из того, что эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения (п. 9 ст. 55.24 ГрК РФ).
Кроме того, управляющие организации при обслуживании общего имущества, находящегося внутри жилых помещений, сталкиваются с серьезным противодействием собственников, которые затрудняют допуск к инженерным сетям, препятствуют проведению капитального ремонта. Законодательные нормы по отношению к собственникам в этой части довольно мягкие, а для управляющих организаций процедура доступа затруднительна.