Проверки ТСЖ трудовой инспекцией и налоговые проверки
Федеральный закон от 26.12.2008 № 294‑ФЗ – нормативный акт, способный защитить интересы ТСЖ при взаимодействии с государством в лице его различных органов и структур. Однако действие этого закона не распространяется на некоторые сферы надзора, например, при проведении оперативно‑розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, а также при осуществлении прокурорского надзора и проведении административного расследования.
Применительно к ТСЖ положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ также не применяются в отношении:
• налогового контроля;
• контроля за уплатой страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;
• контроля и надзора за обработкой персональных данных.
Кроме того, особый порядок надзорных мероприятий установлен в отношении:
• федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• федерального государственного пожарного надзора.
1. Трудовые отношения в ТСЖ и деятельность трудовой инспекции
С плановой трудовой проверкой инспекторы могут прийти в ТСЖ лишь раз в три года (п. 9 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»). Чаще всего основанием для проведения проверок трудовой инспекцией являются жалобы работников.
При проведении внеплановой проверки трудовая инспекция может прийти в любой момент. Согласно ст. 357 ТК РФ, государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства имеют право беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно‑правовых форм и форм собственности.
Конечно, вряд ли трудовая инспекция придет в ТСЖ ночью, хотя бы потому, что трудовым инспекторам тоже нужно спать по ночам. Но сам факт внезапности при проведении проверки трудовой инспекцией в законе установлен, и если у ТСЖ не все в порядке с документами, то такая проверка может быть очень болезненной.
Самые распространенные нарушения в ТСЖ – отсутствие трудовых договоров в письменной форме и выдача зарплаты реже двух раз в месяц. Отсутствие трудовых книжек, правил трудового распорядка, режима рабочего времени и времени отдыха, а также графиков отпусков также могут быть отнесены к серьезным нарушениям.
Полномочия трудовой инспекции при проведении проверок довольно широкие. В числе прочего этот надзорный орган вправе:
• запрашивать у работодателей и их представителей и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
• предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства;
• направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда и т. д. (п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 № 875
2. Налоговые проверки
Налоговые органы вправе проводить два вида проверок деятельности ТСЖ – камеральную и выездную.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 ст. 88 НК РФ). В документах проверяются возможные неточности и несоответствия, при установлении их наличия могут быть затребованы дополнительные документы.
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение (если ТСЖ небольшое, такое бывает), выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).
Предмет выездной налоговой проверки – правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. В рамках такой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. Налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.