Психологические приемы работы с должниками

Психологические приемы работы с должниками

19.10.2020 0 Автор GarryB83

По опыту председателей ТСЖ, с которыми мне довелось общаться, психологические методы воздействия на должников обеспечивают погашение задолженности в 60–80 % случаев. Иногда люди не платят не потому, что у них нет денег, а из‑за неприятия отдельных моментов в работе ТСЖ. Кому‑то может не нравиться председатель (личный фактор), кого‑то обидел один из членов правления ТСЖ. В таких случаях отказ от оплаты становится формой личной мести.

Рассмотрим следующие психологические приемы работы с должниками.

1. Обнародование суммы долга и номеров квартир должников. В этом случае объявление о должниках вывешивается на информационных стендах или в лифтах. Пример такого объявления приведен здесь.

Обращаем внимание, что указание фамилии собственника помещения, являющегося должником, не допускаетсяВо‑первых, согласно ст. 23 Конституции РФ, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Во‑вторых, согласно ст. 24 Конституции РФ, распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается. Согласно ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 № 152‑ФЗ «О персональных данных», установлен принцип конфиденциальности персональных данных, а операторы и иные лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия их субъекта.

На должностных лиц, допустивших нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) и разглашение информации с ограниченным доступом, может быть наложен штраф от 500 до 5000 руб. (ст. 13.11 и 13.14 КоАП).

Практика обнародования суммы долга и номеров квартир должников способна оказать отрезвляющее воздействие. У соседей должника возникают вопросы о том, почему их сосед не оплачивает квитанции. Начинаются разговоры об этом факте на детской площадке и на лавочках. Должник, беспокоящийся о своей репутации, в этом случае обычно сразу гасит долг.

2. Отправка претензии («писем счастья»). В претензии необходимо указать сумму долга и проинформировать собственника о мерах, которые могут быть к нему приняты в том случае, если задолженность не будет погашена: начисление пени, ограничение коммунальных услуг (это нужно указывать даже в том случае, если технической возможности ограничить использование коммунальных услуг в реальности нет), оплату судебной пошлины. Официальная претензия, врученная под роспись или отправленная по почте, в дальнейшем будет являться доказательством соблюдения претензионного порядка, предшествующего подаче иска. (Здесь приведен пример сообщения с требованием погашения задолженности.)

3. Личная беседа. Чтобы беседа была эффективной, необходимо создать инициативную группу из 3–4 человек (желательно, чтобы в нее вошли не только члены правления, но и иные уважаемые собственники помещений, соседи должника), которая может однажды вечером нанести визит всем должникам лично.

Члены группы проводят устную беседу с должником, рассказывают ему, как важно, чтобы он оплатил свой долг (например, приводится аргумент о том, что его погашенный долг сразу же пойдет на покупку партии лампочек для освещения подъезда). Личные беседы оказывают заметное влияние на должника.

С моей точки зрения, в таких беседах не должен участвовать председатель ТСЖ. Важно, чтобы беседы с должниками носили коллективный характер, чтобы должник видел, что требование уплаты долга исходит не от «жадного» председателя, а от его же соседей. В этом случае обижаться на отдельно взятого председателя не получится, а не оплачивать долг будет совестно.

В СУД БЕЗ ЮРИСТА — Образцы исковых заявлений в суд с комментариями и выдержками из законов

0

Автор публикации

не в сети 3 дня

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1304Регистрация: 17-07-2018