Моральный вред потребителю: взыскание морального ущерба за нарушение прав потребителей

04.11.2018 0 Автор GarryB83

Компенсацию морального вреда требуют при недобросовестном отношении продавцов, исполнителей услуг, подрядчиков, изготовителей к потребителю. Право на такую компенсацию возникает, когда потребитель испытывает физико-душевные страдания. Как правило, размер вреда устанавливают от 10 000 до 20 000 руб. Что такое моральный ущерб Моральный вред – это физические и нравственные страдания потребителя из-за нарушения его прав продавцом или исполнителем. Такие страдания выражаются в: временных болевых ощущениях; нервных потрясениях, переживаниях, волнениях, мучениях; постоянных или долговременных физических или психических заболеваниях; дискомфортности и другое. Кто может требовать компенсацию Моральный вред может быть нанесен: покупателю, как продовольственных, так и непродовольственных товаров; заказчику работ или услуг; последующие покупатели товар у первоначального покупателя, когда в период гарантии выявились обычные заводские дефекты; вторичные покупатели, если у товара в течение срока службы обнаружился существенный недостаток; граждане (не покупатели и не заказчики), которым причинен вред жизни, здоровью и имуществу ввиду небезопасности товара, работы или услуги. За что можно требовать моральную компенсацию Компенсацию морального вреда вправе требовать потерпевший в случае: неправомерного отказа от заключения договора. Если потребитель обратился к продавцу за покупкой, то есть предложил заключить договор, то продавец не имеет право отказать в такой просьбе. Пример: покупатель собирался оплатить 1 кг картофеля 5000 рублевой купюрой. Так как у продавца не было сдачи, то он отказал в продаже, предложив где-нибудь разменять купюру, а потом приобретать товар. выявления в товаре брака, дефектов; нарушения срока оказания услуги или работы; поломки, повреждения или гибели товара по по незнанию потребителя, так как продавец не предоставил ему правила пользования товаром; когда товар был небезопасным и повлек вред для жизни, здоровья и имуществу как потребителя, так и третьих лиц. Если при выявлении недостатков товара или несвоевременности услуги (работы) продавец или исполнитель беспрекословно выполнит требования потребителя (устранит недостаток, заменит товар и пр.), то это не освобождает его от обязанности возмещать моральный вред. Но это может уменьшить размер вреда. Требовать компенсацию можно сразу при заявлении претензии о качестве, безопасности и пр., а можно оставить и на потом. Надо действовать по обстоятельствам. Какую сумму возможно получить Моральный вред выражается в деньгах, требовать его в другой форме, допустим, товарами или услугами нельзя. Размер денежного взыскания потребитель устанавливает сам, исходя из разумных пределов, которые определяются, в зависимости от: уровня виновности продавца, исполнителя, изготовителя характера поведения ответственного лица в споре. Например, продавец, уклоняется от гарантийного ремонта или ведет себя грубо и вызывающе. Это может быть основанием для увеличения суммы вреда масштабности последствий, наступивших для потребителя силы и длительности страданий потерпевшего и пр. Неправильно будет, если устанавливать размер вреда от: стоимости товара финансовой состоятельности продавца, исполнителя и пр. Ограничить размер компенсации, определенный потребителем (другим пострадавшим) может только суд. При обычных ситуациях размер вреда устанавливают около 10 000 руб. Если спор сложный, продавец упрямый и бескомпромиссный — до 20 000 руб. Когда же дело касается здоровья, допустим, в виду брака кофеварки потребитель получил ожоги, то сумма варьируется от 30 000 руб. и выше. При этом нужно делать поправки на регионы. Так базовые расценки в Москве можно умножит в двое, а в регионах с низким уровнем экономики наоборот уменьшить. Как требовать компенсацию с продавца или исполнителя Для получения компенсации морального вреда вначале нужно обратиться к продавцу с письменной претензий в свободной форме. Постарайтесь: быть убедительным в обосновании компенсации; не следует предъявлять слишком высокий размер морального вреда; призывайте продавца к поддержанию его высокого имиджа; намекните о желании уладить дело миром, без обращения в Роспортебнадзор и суды; не грубите, будьте предельно вежливы. Если продавец небольшая организация или ИП, то такие претензии рассматривает сам руководитель. Следует лично к нему обратиться — это будет иметь силу. Если же дело имеете с огромными организациями (например, сетевые гипермаркеты), то такой номер с ними не пройдет, так как у них установлены строгие правила, как урегулировать подобные споры. В основном они делают упор на судебное разрешения конфликта. Иногда претензия на моральный вред используется для склонения к удовлетворению основного требования. Допустим, потребитель не желает долгих споров и разбирательств в суде, тогда в адрес продавца пишется грозная претензия с крупным размером морального вреда и тут же предлагается компромисс — «…в случае добровольного удовлетворения основного требования, потребитель не будет претендовать на компенсацию вреда, убытков и прочее». Иногда это срабатывает, но опять же не с крупными организациями. Там штатным юристам платят деньги за то, чтобы они судились до последнего. На принятия решения о компенсации вреда влияют: репутация и финансовое состояние продавца, изготовителя или исполнителя; очевидность вины продавца или исполнителя и правота потребителя; и другие факторы. Как обращаться в суд за компенсацией вреда Если получить компенсацию мирным путем не получается — прямой путь в суд. Желательно потерпевшему присутствовать в судебном заседании, так как, говоря о моральном вреде, кроме сухих доказательств, нужны эмоции, которые увидит судья и оценит, насколько истец страдает. В суде доказывают: нарушение прав потребителя при продаже или выполнении услуг, работ; в чем заключается моральный вред. Это подтверждается, к примеру, больничным листом, записью в трудовой книжке, свидетельством о разводе и др. Просто указать о намерении на взыскание вреда недостаточно, его нужно как следует обосновать. В противном случае в компенсации откажут или формально взыщут минимальную сумму. Пример: Гражданин купил землю и хотел строить дом, заключил договор с электрической компанией о технологическом подсоединении. Но энергоснабжающая организация проигнорировала договор. Обратившись в суд, истец просил 100 000 руб. компенсации вреда. Обоснования морального вреда: нарушено конституционное право на жилище, у клиента переживания в связи с отсутствием уверенности в будущем, он страдает от неблагоустроенности в жизни. То есть, кроме слов, документов и доказательств не было. Судья сделал снисхождение — 3000 руб. Пример: У бизнесмена сломался мобильный телефон. В суде доказывалось, что моральный вред заключается в потере имиджа, поскольку деловому человеку нужен телефон подобающий (дорогой), а истец на несколько дней остался вообще без телефона, звонить не мог, дела важные срывались, бизнес подвергался риску. Документального обоснования не было. В удовлетворении иска было отказано, цитата судьи: «Клиент что, Стив Джобс?» Поэтому к суду необходимо готовиться основательно. Размер компенсации следует немного завышать, так как в основном суды урезают предложенный размер. Подготавливая исковое заявление, учитывают следующее: требование о моральном вреде нужно предъявлять в одном иске с основными требованиями. В заявлении отдельно обосновывается компенсация и отдельно в резолютивной части указывается само требование о моральном вреде; если было нарушение прав потребителя и требования потребителя были удовлетворены в досудебном порядке, возможна подача самостоятельного иска только о компенсации морального вреда; обязательной претензии о моральном вреде в досудебном порядке не требуется; компенсация не требует, как и основные требования в иске, уплаты государственной пошлины. Составляя иск о взыскании морального вреда, обычно вначале описывают нарушение закона, виновность ответчика, а уже после следует часть относительно морального вреда со ссылками на вышеописанные разделы иска.
Источник: http://juresovet.ru/moralnyj-vred-potrebitelyu-vzyskanie-moralnogo-ushherba-za-narushenie-prav-potrebitelej/
Удаляя эту ссылку Вы нарушаете закон РФ «Об авторском праве».

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1286Регистрация: 17-07-2018