Дорожно-транспортное происшествие

Дорожно-транспортное происшествие

12.12.2021 0 Автор GarryB83

Под понятие ДТП – дорожно-транспортное происшествие подходят не все случаи и обстоятельства, которые происходят с машинами, водителями пассажирами и пешеходами. Поэтому нужно отчетливо понимать, что считается ДТП, а что к этому понятию, не относится. Чтобы найти виновника в автодорожной аварии обязательно исследуются причины, обнаруживаются потерпевшие. Это важно для того, чтобы определить стороны, кому именно страховая должна будет заплатить по полису ОСАГО.

Ведь по правилам обязательного автострахования выплаты полагаются только пострадавшим, а не виноватым водителям.

Для беспрепятственного получения страховки крайне важно знать, как правильно следует оформлять ДТП, какие должны фигурировать бумаги, сроки подачи заявления, как правильно заполнять Европротокол. Кроме этого, нужно также знать, стоит ли приглашать независимого эксперта и что будет, если водитель, испугавшись, бросит место ДТП и скроется, какое за это грозит наказание.

Что это такое

Дорожно-транспортная авария – это столкновение двух или более движущихся объектов, которые принято классифицировать как автотранспортные средства передвижения по автодорожному полотну и на территориях близлежащих к нему, которые входят в автодорожную инфраструктуру. ДТП расшифровывается так – дорожно-транспортное происшествие. Это понятие принято на законодательном, правовом, юридическом уровне, им пользуются все специалисты и правовики. Характер столкновения, определение причины и виновной стороны создает последствия – ущерб автомобиля после ДТП, который имеет свои масштабы.

Такие масштабы определяются (оцениваются) специалистами, экспертами, чьи результативные показатели в итоге влияют на размер страхового возмещения.

Автодорожной аварией можно считать, если:

  • есть два, и более участников столкновения (для ОСАГО);
  • есть один участник столкновения со статичным предметом, объектом, кроме другой машины, которая просто стояла с заглушенным двигателем (для КАСКО);
  • есть участник на авто и другой – пешеход;
  • после столкновения выявлены пострадавшие люди, либо был нанесен ущерб имуществу.

Автодорожной аварией считать нельзя, если:

  • машина не участвовала в происшествии;
  • автотехника была неподвижна с выключенными приборами и мотором;
  • не случилось никакого ущерба, ни автотранспорту, ни людям в нем, ни другим участникам дорожного движения.

Пострадавшими людьми при определении ДТП это или нет, могут быть пассажиры автотранспорта, которое столкнулось с другой машиной, сами водители, пешеходы, автодорожные работники.

Имуществом, которому нанесен ущерб в результате аварии, признанным стоящим для принятия во внимание его ценность, могут быть такие вещи и предметы, как, например: бытовая, цифровая, специальная портативная техника, находящаяся в салоне или багажнике машины, попавшей в аварию.

Участниками аварии, как правило, являются: водители, пешеходы, пассажиры. Иногда – автодорожные рабочие, которые к пешеходам не относятся, но имеют прямое отношение к автодорожной инфраструктуре. Виды автодорожных аварий, которые признаются классифицированными и общепринятыми:

  1. Столкновение двух машин (или более по количеству).
  2. Опрокидывание движущего автотранспорта на бок, на крышу и так далее.
  3. Выпадение пассажира, водителя из салона.
  4. Наезд на другую машину (находящуюся без движения, либо движущуюся с меньшей скоростью).
  5. Выброс авто в кювет (обычно случается при превышении скорости и плохих погодных условиях).
  6. Наезд на статичное препятствие, объект (например, столб, стена, дерево, автодорожный знак и прочее).
  7. Наезд на пешехода (либо пешеходов). Сюда также входит ситуация, когда пешеход пострадал от груза, перевозимого автотранспортом.
  8. Наезд на животное, либо гужевой транспорт (когда что-то на колесах приводится в движение животным, например, телега с лошадью).
  9. Когда водитель сбил велосипедиста, когда тот был в движении.
  10. Любой другой вариант, который приведет непременно к аварии (например, наезда на крупный предмет, деталь, отлетевшая от другого автомобиля, либо выпавшая как груз).

Есть еще ДТП, определяемое по характеру столкновения и создания на дороге аварийной ситуации:

  1. Бесконтактное. Водитель в этом случае спровоцировал аварию, но сам не столкнулся ни с кем из ее участников. Такое часто происходит при выезде шоферов на встречную полосу движения.
  2. Учетное. Случаи, при которых были ранены, получили увечья легкой, средней и тяжелой формы и степени, либо погибли люди. Там, где нет никаких пострадавших людей, авария учетной не признается.
  3. Скрытое. Случаи, когда виновник столкновения на автодороге скрылся с места случившегося, не имея на то никаких уважительных причин. Но цель здесь понятна, попытка скрыть свою вину и причастность к происшествию.

Обратите внимание! Велосипедисты, инструкторы по вождению, который сидят рядом с учеником – относятся к категории «водитель». Люди, совершающие высадку-посадку в общественном либо ином автодорожном транспорте, относятся к категории «пассажиры». Велосипедисты или мотоциклисты, ведущие за собой свое средство передвижения, роликовые конькобежцы, скейтбордисты, гироскутеристы, самокатчики, люди, ведущие инвалидную, либо детскую коляску перед собой – все они и подобные им приравниваются к категории «пешеход».

Причины

У ДТП, как и у любого происшествия, есть свои причины возникновения. Такие причины относятся к факторам риска и специалисты, сами водители, а также сотрудники службы автодорожной полиции обращают всегда на них особое внимание. Так, классическим набором причин дорожно-транспортных аварий, причин, которые повторяются с определенной регулярностью и стали уже закономерностью, являются следующие факторы:

  1. Внешнее воздействие среды.
  2. Внутренние факторы, относящиеся к действиям водителя или иного участника автодорожного движения.

По статистике зачастую аварии на дорогах происходят именно по вине водителей, либо из-за их ошибок, некорректных действий. На втором месте стоят уже факторы внешнего характера, провоцирующие аварии на дорогах.

Появление первых причин зависит от водителей, а появление вторых – нет, водители лишь могут подстраиваться и корректировать свои действия, чтобы избежать аварий при наличии внешних затруднений на дорогах.

К причинам внешнего характера, когда влияет что-то извне на управление автомобилем, относятся следующие случаи, когда:

  1. Погодные условия создают затруднительную видимость дорожного полотна перед собой во время управления машиной. Это может быть гололедица, туман, град, проливной дождь, снежная вьюга, буран.
  2. На дорогу резко выскочило какое-либо животное – например, выбежал лось в местности, где дорога проходит около леса, либо собака в городских условиях.
  3. Провокация аварии со стороны участников дорожного движения – пешехода, другого водителя, играющих у дороги детей. Например, езда по встречной полосе другими водителями.
  4. Провоцирование аварии автодорожными работниками или другими рабочими, с объектов возведения, реконструкции зданий, прилегающих к автодорожному полотну.
  5. Провоцирование аварии яркой рекламой, цветовыми, осветительными или звуковыми средствами промоутеров и другими отвлекающими водителя приемами.
  6. Проблемные участки автодорог – ямы, рытвины, открытые канализационные люки и так далее.
  7. Неисправный светофор, особенно на перекрестках, или семафор у железнодорожного переезда.
  8. Неправильная высадка-посадка пассажиров – например, со стороны сквозного движения машин по дороге.
  9. Груз, едущей впереди грузовой машины, плохо закреплен и начал вываливаться прямо на дорогу по направлению к сзади едущей машине.
  10. Неожиданный выезд на дорогу со сквозным движением велосипедиста, либо иного участника дорожного движения.
  11. Некорректное поведение детей, находящихся в салоне машины, когда водитель управляет ее движением.

К внутренним причинам, относящимся к некорректному поведению и действиям водителя, относятся следующие факторы риска для возникновения столкновения на автодороге:

  1. Езда по встречной полосе.
  2. Неудачный обгон на трассе.
  3. Управление автомобилем в нетрезвом состоянии (наркотики, алкоголь, запрещенные лекарства, в том числе распитие спиртных напитков во время вождения машины).
  4. Нарушение постулатов и требований ПДД.
  5. Усталость водителя и потеря из-за этого нормальной концентрации внимания.
  6. Отвлекающие водителя факторы, которые он допускает сам – например, курение, либо разговоры по мобильному телефону во время управления автотранспортным средством.
  7. Неисправность автотранспортного средства.
  8. Неумелое управление машиной, когда у водителя еще мало опыта.
  9. Превышение скорости в неположенных местах.
  10. Проезд на красный сигнал светофора.

Как видно, факторов даже внешней среды оказывается слишком много, чтобы авария могла начаться. Поэтому водителям нужно быть очень внимательными в пути. Подробнейшая классификация дорожно-транспортных происшествий и причин, по которым они происходят, можно подробнее узнавать из законодательных актов – в частности из Правил дорожного движения, Правил учета ДТП, Правил по ОСАГО (обязательному типу автостраховки) и статей законов КоАП.

Кто считается потерпевшим

Юридический термин «пострадавший в автодорожной аварии» либо «потерпевший в ДТП», объясняется довольно просто — это лицо, чьи права были нарушены во время аварии на дороге. Потерпевшим в дорожно-транспортной аварии является тот человек, который не признан виновником, но который пострадал от последствий столкновения, либо пострадало его имущество – машина, а также, то ценное, что в ней находилось из имущества.

Потерпевший водитель может самостоятельно проконтролировать получение возмещения от страховой компании виновника, либо от самого виновника, в зависимости от сложившейся ситуации.

Такие лица по российскому законодательству имеют свои права – право на получение материального возмещения ущерба, причиненного в результате ДТП, и право на получение морального ущерба, если потерпевший подвергся моральному оскорблению или дискриминации.

Правила оформления европротокола после ДТП

После ДТП необходимо всегда максимально трезво, по возможности, рассудительно оценивать ситуацию происходящего.

Если между сторонами-участницами аварии нет никаких разногласий, то оформлять бланк европротокола можно самим.

Но если споры все же возникают, тогда имеет смысл вызывать сотрудников ГИБДД, чтобы они поспособствовали правильному выявлению виновной стороны, заполнению бланков извещения о ДТП и выдаче соответствующих справок об участии в аварии. Можно вызывать, при этом также и независимого эксперта, от оценки которого зависит максимальная выплата при ДТП по европротоколу. По законодательству России к 2021 году уже установился максимальный лимит таких выплат – это 50 000 рублей, тогда как еще в 2014 году эта компенсация была в 2 раза меньшей – 25 000 рублей.

Европротокол или европейский протокол – это документ, оформляемый на специальном типовом бланке, который водитель получает вместе с полисом обязательного автострахования (ОСАГО) и который фиксирует все детали дорожно-транспортного происшествия (ДТП).

Еще такой бланк могут называть «Извещение о ДТП», но это не совсем правильно потому, что протокол по евростандарту выглядит немного иначе. Этот документ позволяет оформлять аварию на дороге без вызова сотрудников ГИБДД, если для этого есть все основания и условия. Так, Европротокол составляется без присутствия служащих автодорожной полиции в следующих случаях, когда:

  1. Пострадавших лиц не обнаружено после столкновения.
  2. Вред был причинен только имуществу.
  3. В аварии было только 2 участника столкновения – 2 водителя и 2 машины.
  4. Оцененный визуально ущерб не составляет сумму его возмещения более чем 50 000 руб.
  5. Водители имеют действующие полисы ОСАГО.
  6. Между сторонами аварии нет споров и разногласий по поводу того, кто виноват и сколько нужно заплатить в покрытие ущерба.

Правильное оформление бланка европротокола позволит беспрепятственно получить страховку пострадавшей стороне, после того, как виновник сдаст извещение в свою страховую компанию, а пострадавший – в свою. Для того чтобы правильно заполнить такой бланк водителям понадобятся следующие документы:

  • гражданские паспорта;
  • водительские права;
  • полисы ОСАГО;
  • ПТС на машины;
  • доверенность, нотариально заверенная, на управление машиной, если она не принадлежит водителю.

Порядок оформления ДТП по Европротоколу должен быть соблюден в следующей последовательности:

  1. Машины с места нельзя двигать, пока не будут оформлены и подписаны все нужные бумаги по аварии.
  2. Всю ситуацию, что показывается после столкновения, следует сфотографировать сразу же, выйдя из машины. Либо можно снять на видеокамеру.
  3. Нужно убедиться, что нет пострадавших – раненных, погибших.
  4. Заполнять бланк следует вместе с другим участником ДТП.
  5. Схемы столкновения, порядковые номера машин должны быть идентичны – на бланке потерпевшего и на бланке виновника.
  6. Подписи и проставление дат, когда случилось всё, должно быть сделано обеими водителями на всех бланках извещения.

В случае самостоятельного оформления ДТП по европротоколу допускается только 2 участника аварии. При большем количестве нужно уже вызывать сотрудником дорожной полицейской службы.

Но если участников только 2 человека, тогда в графе – «Другие участники», проставляется прочерк. Если машина не может самостоятельно перемещаться, тогда в пункте «Может ли ТС уехать в места аварии», следует поставить галку возле слова «Нет». Примечание обычно заполняют названиями того видео или фотооборудования, которым производилась съемка последствий аварии.

Обратите внимание! При заполнении пунктов Европротокола необходимо пользоваться исключительно только нестирающимся пишущим предметом, шариковой ручкой, например. При этом писать желательно все печатными буквами, либо читабельным, разборчивым почерком.

Документы для получения компенсации

Документы, которые могут понадобится для оформления страхового возмещения и получения компенсации, следует подготовить такие:

  • копия всех страниц паспорта;
  • копия доверенности для управления ТС, если водитель, что был за рулем при аварии, не является собственником машины;
  • оригинал полиса ОСАГО;
  • оригинал полиса КАСКО, если есть;
  • копии ПТС на машину, свидетельства о регистрации машины и технического паспорта;
  • справка об участии в ДТП по форме №154 или 154-1 на тот случай, если дорожно-транспортную аварию оформляли с вызовом служащих дорожной полиции, сотрудников ГИБДД;
  • бланк заполненного по всем правилам извещения о ДТП с подписями участников аварии;
  • заполненный европротокол со всеми подписями участников аварии;
  • акт осмотра ТС страховым специалистом – аварийным комиссаром, либо экспертом;
  • отчеты от экспертного оценщика, производившего проверку технического состояния машины после аварии, оценивающего стоимость ее повреждений;
  • справка из банка с указанными реквизитами счета, куда страховой компании следует перечислять выплаты страхователю.

Помимо этих бумаг страховщик может также затребовать, чтобы предполагаемый получатель страхового возмещения заполнил специальный формуляр.

Этот формуляр является своего рода официальным извещением страховой фирмы о том, что случилась авария. Потому как простого телефонного звонка недостаточно для того, чтобы официально уведомить о ДТП страховую организацию – обязательно нужно письменное доказательство своевременного уведомления. Сделать это желательно в течение 5 суток после случившегося по факту ДТП.

Образец заявления для возмещения ущерба

Кроме собранного пакета бумаг в страховой компании нужно также подать заявление на получение страховой выплаты по полису ОСАГО (или КАСКО) по случаю возмещения ущерба после дорожно-транспортной аварии. Подать заявление следует в течение 5-15 дней после того как реально произошло страховое событие. Для того чтобы произвести оценку ущерба для экспертных оценщиков итак отводится максимум 5 дней в рабочем режиме. Так определено по закону и по Правилам страхования. Поэтому заявление на получение выплат можно подавать позднее, чем 5 дней или сутки после ДТП.

Обратите внимание! Большая часть страховых служб и компаний решительно настаивают на том, чтобы заявление о наступлении страхового случая и о назначении выплаты подавалось в течение суток после фактического происшествия. Нужно различать эти два разных заявления. Для получения страховой компенсации заявление подается всегда после проведенной экспертизы.

Заявления на возмещение ущерба по ОСАГО или КАСКО после случившегося ДТП и наступлении страхового случая не заполняют на типовом стандартном бланке.

Оно подается в произвольной форме, может иметь разные пункты и содержание, его структура определяется отдельной каждой компанией. Но все-таки есть многое общего между разными вариантами таких заявлений от разных страховых компаний. Есть варианты, когда страховщики допускают заполнение такого бланка практически от руки.

А есть и другие варианты, когда страховщик подошел к делу ответственно — создал свой фирменный бланк заявления. В таком случае бланк заполнять можно как от руки, но печатными буквами, либо просто вносить данные в бланк через компьютер. Компьютерным оформлением такого бланка занимается либо сотрудник страховой компании в офисе, куда приехал страхователь на прием. Либо же сам страхователь, если отыщет такой бланк на сайте страховщика. Многие крупные компании предоставляют подобные шаблонные документы для заполнения своим клиентам, через их личные кабинеты на сайте компании.

Стоимость независимой экспертизы

На размер такой выплаты от страховщика страхователю, как возмещение после ДТП всегда влияет оценка независимым экспертом стоимости покрытия ущерба, полученного после аварии.

По новым правилам нет смысла по ОСАГО нанимать отдельного экспертного независимого оценщика, если страховая компания не согласна с вашей тактикой.

Теперь все клиенты страховых организаций, автомобилисты, попавшие в дорожно-транспортную аварию, обязаны согласовывать свои действия по этому вопросу. Независимый эксперт направляется самой страховой, и если она не примет во внимание ваше участие, вашего эксперта, тогда она попросту не примет его отчетные документы к корректировкам расчетом размера выплат. Приблизительная стоимость услуг независимых экспертов, даже если они присланы страховой компанией, показаны в сводной таблице по Москве и ее региону:

Название независимого эксперта (фирмы, организации, оказывающей такие услуги) Название услуги Стоимость за услугу, руб.
Выплатим ру Полный комплекс проверки вместе с выездом на место. 2500-4500
Центр независимой экспертизы Осмотр ТС и оценка ущерба. 2000 (за 1 день)
Независимо и быстро Выезд на место ДТП. 700-1000
Независимо и быстро Осмотр повреждений и оценивание стоимости ремонта. От 2500
ЭксКомпани Полный комплекс услуг вместе с вызовом эксперта на место случившегося. 5000
ГК «Центр Оценки» Оценка незначительных повреждений. 2500-3000
ГК «Центр Оценки» Оценка средних повреждений. 3000-4500
ГК «Центр Оценки» Оценка значительных повреждений. 5000-6000
Констант Групп Полная оценка всех ущербов. 2000-7500
БНЭ «Федэкспертиза» Полный комплекс проверки вместе с выездом на место. От 3000

Обратите внимание! По каждому региону или городу в России следует уточнять цены отдельно. Стоимость услуг может колебаться – вдали от столицы России услуги будут немного дешевле – на 500-1000 рублей.

Наказание за оставление места аварии в 2021 году

Уважительные случаи, когда по закону допускается оставлять место ДТП его участниками, учреждены правительственным Постановлением №907 от 06.09.2014 г.

Все что не входит в перечень, утвержденный этим законом, не может быть оправданием, почему водитель сбежал с места аварии.

В таких случаях водителя наказывают лишением водительского удостоверения, либо лишением свободы, а не денежным наказанием – штрафом. Лишают прав сроком на 1-1,5 года, а лишают свободы на срок до 15 суток. Такие меры наказания учреждены в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Чтобы не попасть под санкции, лучше всего не убегать с места происшествия, либо если это произошло, то не прятаться, а самому незамедлительно позвонить сотрудникам полиции. Дорожно-транспортная авария имеет свою специфику, поэтому не всякое происшествие на автодороге принято считать ДТП. Аварии происходят по разным причинам, которые лучше знать заранее, чтобы легче было продумать, как их избежать, либо как устранить факторы риска.

Наличие независимого эксперта очень важно в деле оформления ДТП, ведь его отчетные документы нужны для сдачи в страховую фирму, чтобы был произведен правильный расчет размера ущерба.

На размер ущерба ориентируются страховщики когда определяют размер выплат страхователю.

0

Автор публикации

не в сети 1 месяц

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1300Регистрация: 17-07-2018