Жалобы. Куда и с чем нужно идти?
Жалоба… С чем только не ассоциируется это слово и со старушкой – главной по подъезду, и с обманутыми дольщиками, и много еще с чем. Есть даже законодательное определение этого термина. Так в Федеральном законе «О порядке рассмотрений обращений граждан» сказано следующее: «Жалоба – это просьба гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц». Жалоба для Вас – это один из способов решения проблемы, сопряженного при этом, возможно, с рядом других действий. Но для начала давайте разберемся, как же подать её в государственный орган, и в какой госорган?
Вот перечень некоторых учреждений, куда следует подавать жалобу, о которых мы поговорим в этой главе:
1) Роспотребнадзор;
2) Прокуратура;
3) Федеральная служба судебных приставов.
Однако этот перечень инстанций не ограничен, в зависимости от сути проблемы никто не лишает Вас права пойти к Уполномоченному по правам человека, обратиться в общественную палату или в законодательный орган в субъекте федерации, в муниципалитет, к участковому уполномоченному и т. д., но наша цель не заключается в освещении их деятельности, а в том, чтобы показать наиболее оптимальный алгоритм обращения с жалобой и в итоге – получить положительный ответ.
В каких случаях следует обращаться в Роспотребназор? Во‑первых, как следует из названия – эта служба создана, в том числе и для защиты потребителей и если Вы являетесь таковым, то Вы можете обратиться туда, если Вам продали некачественный товар или Вы стали жертвой некачественно оказанной услуги. В качестве рекомендации – ознакомьтесь с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей». (Он также есть в открытом доступе в сети Интернет).
Для того чтобы обратиться туда необходимо:
А) выйти на сайт Роспотребнадзора или его территориальное отделения – в том регионе, где Вы живете, и по расположенной на сайте инструкции в электронной форме обратиться к работникам службы
Б) найти адрес и составить жалобу в письменном виде и отнести его туда.
В жалобе обязательно необходимо указывать наименование отделение Роспотребназдора с указанием его адреса, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, суть жалобы, личную подпись и дату.
Под сутью жалобы следует понимать конкретные действия продавца, из‑за которых сложилась проблемная ситуация (некачественный товар, отказывается вернуть деньги за него и т. п.), в том числе и предысторию (когда, у кого приобрели товар со ссылкой на чеки и т. п.), так и то чего хотите добиться в результате (вернуть деньги, заменить товар, привлечь к ответственности).
Обратите внимание также на то, что перед тем как подавать претензию в Роспотребназор направьте претензию продавцу, а уже после ответа на нее или если вам не ответили, обращайтесь в эту службу. Например, подготовьте претензию в двух экземпляре, чтобы продавец удостоверил (поставил входящий номер) оба экземпляра и второй оставьте при себе, и приложите к претензии в Роспотребнадзор.
Помимо этого, также приложите и иные документы, которые могут указать на Вашу правоту: товарный чек, результат технической экспертизы и т. п.
Кроме того в Вашу пользу будет также ссылка на конкретную статью Закона о защите прав потребителей, которая подпадает под вашу проблемную ситуацию.
Срок рассмотрения Вашей жалобы будет составлять 30 дней со дня его регистрации.
При обращении в прокуратуру, помните, что это надзорный орган. Сама процедура регулируется Приказом Генпрокуратуры России от 30.01.2013 N 45 (ред. от 08.09.2016) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации».
Соответственно прокуратура рассматривает жалобы о нарушениях прав и свобод, о нарушениях законов на территории Российской Федерации. Жалоба, поданная в прокуратуру, подлежит обязательному рассмотрению, однако не спешите радоваться, это еще не значит, что вашу просьбу удовлетворят. По результатам рассмотрения будет принято одно из следующих решений: о принятии к разрешению, об оставлении без разрешения, о передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры, о направлении в другие органы, о прекращении рассмотрения обращения, о приобщении к ранее поступившему обращению, о возврате заявителю.
Алгоритм действий, можно сказать, аналогичен обращению в Роспотребнадзор, ведь за основу взяты положения Федерального закона о порядке рассмотрения обращений граждан, указанный выше. Жалобу также следует оформить в письменном виде и приложить доказательства, т. е. Вашу ссылку на те обстоятельства, которые могут свидетельствовать о неправомерности действий других лиц. Если Вы не уверены в том, как правильно описать нарушение с точки зрения закона, то Вам следует обратиться за юридической консультацией, о которой подробно говорилось в первой главе.
При обращении в Федеральную службу судебных приставов настоятельно рекомендуем ознакомиться с сайтом службы и тематическим разделом (обращения граждан). Кроме того следует вооружиться Федеральным законом от 02.10.2007 N 229‑ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об исполнительном производстве». Обратите внимание также на статьи, посвященные правам и возможностям участников исполнительного производства (взыскатель и должник).
Кроме того Ваша жалоба подлежит обязательной государственной регистрации в течение трех дней с момента поступления. Срок рассмотрения жалобы составляет 30 дней, однако в исключительных случаях начальством этот срок может быть продлен еще на 30 дней.
Кроме того, если Ваша жалоба не может быть рассмотрена службой, то в течение семи дней она перенаправляется в ту организацию, которая уполномочена это сделать вместе с сопроводительным письмом из службы