Если квартира по ипотеке отошла банку, заемщик ему уже ничего не должен
Многие семьи, купившие квартиру по валютной ипотеке, оказались в неприятной ситуации, когда из-за резкого роста курса доллара и евро к рублю их задолженность перед банком в рублевом эквиваленте существенно выросла. Некоторые решили сохранить за собой право собственности на жилье и продолжили платить по кредиту, другим это оказалось не под силу.
При таких обстоятельствах немало семей лишилось своего ипотечного жилья – квартиры, дома просто отошли банку. Но на этом беды валютных ипотечников не всегда заканчивались.
Иногда стоимость проданного с аукциона жилья не покрывает всю сумму долга перед банком. Получается, что банк может оказаться в «минусе». И вот тут банк может попытаться эту разницу взыскать с заемщиков.
Но правы ли банки?
Какие законные аргументы есть в пользу ипотечных заемщиков?
Стоит сразу отметить – банк не прав.
Дело в том, что согласно п. 5 ст. 61 Закона об ипотеке когда взыскание обращено на ипотечную квартиру, обязательства заёмщика прекращаются с того момента, как кредитор получил страховку по договору страхования ответственности.
И Верховный суд РФ занял сторону ипотечных заемщиков:
даже в том случае, если кредитный договор был заключен до вступления в силу п. 5 ст. 61 Закона об ипотеке, но жилье по ипотеке отошло банку уже тогда, когда этот пункт закона действовал, то обязательства заемщиков прекращаются, как это и установлено законом – сразу, как только банк получит страховку по кредиту. Такой вывод Верховного суда РФ содержится в Определении №4-КГ16-30 от 12 октября 2016 года.
Очевидно, что противном случае заемщик вынужден дважды исполнить свое обязательство – и квартиру банку отдать в погашение долга, и деньги выплатить, при том, что банк деньги уже получил по страховке, которую заемщик и оплачивал.
Таким образом, вывод для ипотечных заемщиков такой:
если взыскание обращено на жилье и квартира отходит банку, а оставшаяся часть долга гасится по страховке, то на этом все обязательства заемщика перед банком по ипотеке прекращаются.
По сути, банк уже оказывается не вправе взыскать неустойку, проценты и применить другие штрафные санкции по договору с момента получения квартиры в рамках исполнительного производства.
И если суд вдруг вынесет иное решение или судебные приставы будут действовать, ущемляя права ипотечного заемщика, то это можно обжаловать в вышестоящие инстанции – Верховный суд уже выразил свою позицию по аналогичному делу.