Как много сегодня предлагают вариантов бизнеса по франшизе! А как много тренингов и семинаров на тему «Упакуй свой бизнес во франшизу!».
Что значит «купить франшизу»?
Это значит заплатить деньги за инструкции, как создать определенный бизнес, с уже имеющимся названием и логотипом, описанными бизнес‑процессами и рассчитанными показателями деятельности. И когда создашь такой бизнес, то за эти «инструкции» еще нужно платить ежемесячно определенную фиксированную сумму или же установленный процент от оборота.
И действительно, зачем самому что‑то изобретать, когда можно воспользоваться готовыми, проверенными рецептами? Но это теория. И это не в России.
Я стараюсь бывать на выставках франшиз. Мне правда интересно, кто и что предлагает. На одной из недавних выставок, которые мне удалось посетить, были представлены в основном суши‑бары, пиццерии и кофейни, продажа мороженого, а также производство мебели, салон красоты и юридические услуги по сопровождению банкротства физических лиц. И все. Поэтому у меня было время внимательно ознакомиться с каждым предложением.
Наверно, нужно начать с главного. В нашей стране вообще нет легального понятия франшизы. Легального – то есть описанного в каком‑либо нормативно‑правовом акте. Зато есть понятие – коммерческая концессия.
По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав. Они включают в себя право на товарный знак, знак обслуживания, а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу‑хау).
Казалось бы, это и есть то, что мы называем франшизой. Но проблема в том, что в нашей стране такие договоры коммерческой концессии заключаются крайне редко. И вот почему: по договору коммерческой концессии в предоставляемый комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав должно быть в обязательном порядке включено право на товарный знак. Если же по указанному договору предоставляется право на использование только коммерческого обозначения и секрета производства (ноу‑хау), он не подпадает под договор коммерческой концессии. Более того, договор коммерческой концессии подлежит обязательной регистрации в Роспатенте.
Это означает, что заключить договор концессии возможно только тогда, когда у продавца франшизы (то есть правообладателя) есть зарегистрированный товарный знак. И чтобы на законных основаниях передать право пользования этим товарным знаком покупателю франшизы, необходимо такой договор зарегистрировать в Роспатенте. А знаете, сколько времени у вас на этой уйдет?
В среднем по времени зарегистрировать товарный знак – это примерно год‑полтора, но это в лучшем случае, если у Роспатента вообще к заявителю никаких вопросов нет. Если же у специалистов Роспатента заявка на регистрацию товарного знака вызывает хоть какой‑то вопрос, то смело к этим 1,5 года прибавляете еще месяцев девять. А зарегистрировать договор коммерческой концессии по срокам занимает от 3 до 5 месяцев.
Вернемся к предложениям по покупке франшиз на российском рынке. Если вам говорят, что есть новый, суперприбыльный бизнес, который только‑только появился на рынке и уже идет поток продаж франшизы на этот бизнес – это неправда. Если тот, кто продает франшизу, сам на рынке с этим бизнесом меньше двух лет (т. е. с даты регистрации этого юридического лица или индивидуального предпринимателя не прошло и двух лет), то вообще маловероятно, что имеется зарегистрированный товарный знак. Просто не сходится по времени.
У меня есть несколько знакомых, которые занимаются услугами по подготовке документов для регистрации товарных знаков. Я спросил, как часто им приходится подготавливать документы для регистрации франшиз? И все, как один, ответили: за всю их историю не приходилось ни разу…
Но интернет пестрит объявлениями о продаже франшиз, активно проводятся выставки франшиз, и «франшизы» покупаются. Так как это делается?
На самом деле ни о какой продаже франшизы речь не идет. Речь идет исключительно о заключении договора «о сотрудничестве», когда «продавец франшизы» предоставляет «покупателю франшизы» пакет документов – инструкций о том, как организовать бизнес, и предоставляет право на использование названия и логотипа, которые к тому же даже не зарегистрированы в качестве товарного знака в Роспатенте. При этом «продавец франшизы» дает обязательства в рамках такого договора не заключать аналогичных договоров с другими субъектами предпринимательской деятельности, которые хотели бы открыть подобный бизнес в регионе «покупателя франшизы».
«Покупатель франшизы» по такому договору обязуется в своей работе руководствоваться инструкциями «продавца франшизы», заплатить паушальный взнос (какую‑либо фиксированную и достаточно большую сумму – единоразово при заключении договора) и оплачивать «роялти» – ежемесячные платежи либо в фиксированной сумме, либо в виде процента от оборота.
В большинство таких договоров включаются также обязательные условия о том, что покупатель «франшизы» обязан выкупать у продавца «франшизы» какие‑либо товары, сырье или материалы для использования в своей деятельности, а как только объемы выкупаемой продукции падают, то «продавец франшизы» имеет право в одностороннем порядке расторгнуть такой договор и заключить аналогичный договор с другим желающим.
По сути, речь идет не о франшизе в классическом ее понимании, а о том, что тот, кто первый открыл бизнес, придумал ему красивое и запоминающееся название и логотип и более‑менее смог описать бизнес‑процессы, готов стать поставщиком инструкций и товаров (сырья и материалов) для тех, кому лень писать инструкции и искать поставщиков.
Что еще может скрываться за предложением «купить франшизу»? Иногда за таким громким предложением скрывается просто поиск посредников для продвижения бизнеса в регионы. Например, приобретение франшизы по изготовлению мебели было не что иное, как предложение открыть шоу‑рум и передавать заказы на производство производителю, а на месте заниматься только доставкой и сборкой. Предложение по оказанию юридических услуг по сопровождению банкротств физических лиц – предложение просто искать клиентов на такие услуги и за вознаграждение передавать контакты этих лиц юристам, специализирующимся на банкротствах. Предложение по франшизе по производству мороженого – это всего лишь предложение заключить «эксклюзивный» договор поставки этого мороженого в город «покупателя франшизы».
И даже если потенциальный покупатель «франшизы» понимает, что покупает никакую не франшизу, а так, набор инструкций по организации бизнес‑процессов, то и здесь можно купить «кота в мешке».
Я был покупателем двух «франшиз». С первой было все более‑менее ровно, речь шла о том, что я заключил договор поставки определенного вида продукции по достаточно низким ценам и был обязан эту продукцию продавать в своем городе. По договору я обязан был согласовывать вывеску, цветовую гамму используемого оборудования, цветовую гамму ценников, все виды размещаемой рекламы, но при этом имел право назвать свой отдел в магазине названием производителя этого товара. Все просто. Никаких инструкций, как торговлю организовать, как нанимать персонал или как персонал обучать и какую систему налогообложения применять – мне и не обещали. Мне просто понравился сам товар, такого в моем городе не было, и я решил – почему бы и нет?
А вот со второй франшизой было не так все радужно. Суть та же – продавать их товар, в моих обязанностях – выкупать достаточно значительный объем произведенной «продавцом франшизы» продукции ежемесячно, роялти платить не нужно, а вот паушальный взнос (единоразовый платеж при заключении договора) был значительный. Объяснили мне это тем, что я получу массу подробнейших инструкций, которые помогут мне выстроить все бизнес‑процессы просто идеально. Ну, на это и купился. Уж очень хотелось получить набор таких инструкций.
Получив инструкции, смеялся долго. Такого я себе даже и представить не мог. Все инструкции были на одной странице формата А4. Суть их была в следующем: неясно, как пойдет ваш бизнес, поэтому лучше вам не регистрироваться никак, а работать нелегально. Всегда можно договориться с администрацией торгового центра об аренде и платить аренду наличкой. Продавцов лучше не оформлять, так как они обычно быстро увольняются, да и налоги платить за них дорого. А если вдруг проверка какая, то всегда можно решить проблему, подарив проверяющему пару продаваемых товаров.
Как вам такие инструкции по выстраиванию бизнес‑процессов?
Неудивительно, что эта компания уже через год канула в небытие. А ведь встретил я этих «продавцов франшизы» на всероссийской выставке франшиз в Москве.
Мне приходилось читать инструкции, которые получили мои клиенты по тому, как выстраивать бизнес по франшизе. Большинство инструкций сводилось к запретам – чего делать нельзя, и перечню действий, которые должны быть в обязательном порядке согласованы с франчайзером. Иногда передавали так называемый «бренд‑бук», а также несколько шаблонов различных договоров (с персоналом, с клиентами, с поставщиками).
К моему большому сожалению, изучив предоставленные мне шаблоны договоров (а я анализировал такие договоры, разработанные франчайзером для развлекательного центра, для кофейни, для магазина косметики, для туристического агентства), со всей ответственностью могу заявить, что очень много положений в таких договорах противоречит и здравому смыслу, и российскому законодательству.
Если решились на «покупку франшизы», не поленитесь, покажите все предлагаемые шаблоны документов грамотному юристу, это даст вам возможность избежать очень многих неприятностей.
Еще несколько рекомендаций для тех, кто собрался «покупать франшизу».
Во‑первых, узнайте как можно больше о франчайзере – продавце франшизы из открытых источников. Сначала проверьте на сайте Роспатента, зарегистрирован ли за ним товарный знак. Если нет, то речи о заключении официального договора коммерческой концессии идти не может. Но если и это вас не останавливает, то узнайте дополнительную информацию. В какой организационно‑правовой форме зарегистрирован? Есть ли у него персонал? Какую еще деятельность осуществляет? Как давно? Сколько франшиз уже продано? В какие регионы (города)?
Зная ИНН, можете с сайта ФНС скачать выписку на вашего потенциального франчайзера, а если он зарегистрирован в качестве юридического лица, то можно и посмотреть основные его финансовые показатели из баланса и отчета о финансовых результатах за все годы его работы. Такая информация не относится к налоговой тайне, и все эти показатели выложены в открытом доступе на сайте ФНС и доступны для любых интересующихся. Если же ваш потенциальный франчайзер зарегистрирован как ИП, то сведений в открытом доступе о его финансовых результатах вы, к сожалению, не найдете.
Обязательно посмотрите на сайте арбитражного суда – был ли ваш потенциальный франчайзер истцом или ответчиком в суде, по каким спорам и в пользу какой стороны были вынесены судебные решения. Возможно, информация о том, что он постоянно судится и эти суды касаются договорных отношений с его франчайзи, вас остановит от заключения договора на покупку франшизы.
Во‑вторых, попросите дать контакты тех, кто уже заключил подобный договор. Поговорите со своими будущими коллегами. Возможно, узнаете то, о чем никогда не скажет продавец франшизы. Если контактов не дают, ссылаясь на то, что это «коммерческая тайна», то это должно вас серьезно насторожить.
Сегодня стало модно «упаковывать бизнес во франшизу», даже если сам по себе бизнес не представляет ничего интересного. Появилось много предложений по оказанию услуг по такой «упаковке». Иногда появляющиеся на рынке новые предложения по приобретению франшиз меня очень сильно удивляют. Одна моя знакомая «упаковала» свой бизнес, не сама, конечно, нашлись те, кто помог ей это сделать, и теперь я частенько встречаю рекламу ее «франшизы». Что удивляет: ее фирма (юридическое лицо) не платит налоги (ведь если их платить, то, с ее слов, «бизнес будет убыточен», не ведет учет («ведь нанимать бухгалтера дорого, а сама я не умею»), нет ни одного оформленного сотрудника (по тем же причинам налоги – это дорого). Но зато переговоры с потенциальными франчайзи ведутся активно, и ведь кто‑то такую франшизу купит.
Трудно у нас в стране с настоящими франшизами. Будьте осторожны.