Читаем ст. 5 Конституции, думаем над п. 2:

«1. РФ состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ.

  1. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство.
  2. Федеративное устройство РФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в РФ.
  3. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собой равно- правны».

В ст. 65, п. 1 Конституции дан «километровый» перечень республик: Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия и т. д.

Сопоставим. Подумаем. «Республика (государство)»… Полу- чается, каждая  республика  —  самостоятельное  государство?! Самостоятельное — нет. Государство — условно, да. В правовой доктрине92 эту загадку объясняют так:

«Многие авторы определяют федерацию как союз государств, то есть государство, которое состоит из государственных образований, которые ранее были независимы и автономны, но в определенный момент связали себя взаимными обязательствами и образовали новое государство в форме федерации. Уступив свой суверенитет, данные государства в составе образованной федерации сохраняют значительную степень государственности».

Можно объяснить еще проще. Допустим, я живу в  избушке, в лесу. Один. Подальше от угроз и перипетий цивилизации. Могу плевать на всех. Могу жить только так, как хочу я. В том числе «грабить караваны», отстреливать туристов, бить морду медведю, бегать голышом и т. д. Словом, куражусь как хочу. Полная свобода.

Одному в чащобе тяжело. Заболеешь — никто не поможет. Враги нападут — один тоже не всегда отобьешься. И я перебираюсь в город. Поселяюсь в квартире. В современном, многоэтажном доме. Живу среди людей…

Тут уже особо не почудишь. Вокруг люди. Законы. Власть. Поэтому волей-неволей я вынужден соблюдать законы и правила человеческого общежития. Зато в своей квартире я — царь и бог. Что хочу, то и делаю. За закрытыми дверями. Не нарушая прав соседей. Поняли сравнение? Именно. Человек в лесу — отдельное, самостоятельное государство. Федерация — «многоэтажка». Если самостоятельное государство вступает в федерацию — переезжает из избушки в квартиру, то часть свободы теряет. Но взамен «новосёл» получает помощь соседей в трудную минуту.

«Новосёл» соблюдает общий свод правил, но в своей квартире (республике) может устанавливать свои. В дозволенных федерацией пределах.

Человек и в лесу, и в городе остается человеком. Так и государство, вступив в федерацию, остается государством. Но, как видим, самостоятельность уже не та. Пришлось поступиться…

Кто еще в нашем «домике» живет? В ст. 5 Конституции, помимо республик, упомянуты еще края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа. Формально это те же «государства», вступившие в федерацию и утратившие самостоятельность. Такие же «жильцы», как и прочие. Только называются по-другому. Почему?

Во-первых, так сложилось исторически. О чём теоретики пишут: «Деление субъектов на виды — наследие советских времен, когда такое положение имело юридическое значение в связи со сложной системой соподчинения между разными территориальными единицами и республиканскими и союзными властями.

В тексте Конституции 1993 г., как, впрочем, и в современном

законодательстве, перечисление видов субъектов не несет какой-либо юридической нагрузки, за исключением особенностей статуса национальных субъектов — республик  и  автономных округов (и, возможно, автономной области в случае принятия особого закона)».

Во-вторых, «практика показывает, что принципиальных различий между конституцией республики и, скажем, уставом края нет. Более того, в ряде субъектов РФ устав в соответствии с логикой конституционного строительства имеет второе название — Основной закон.

Важнее другое: оба типа учредительных актов принимаются субъектами самостоятельно, не требуют согласия или регистрации на федеральном уровне. Все субъекты РФ в новых условиях получили право на издание собственного законодательства, чем на практике весьма активно пользуются».

Пользуются на основании, в частности, главы 3 Конституции

«Федеративное устройство». В статье 65 этой главы дан перечень всех субъектов РФ, а в последующих статьях установлены пределы полномочий РФ и субъектов РФ.

Статья 71 включает вопросы и сферы, которыми ведает РФ и только РФ. Тот самый единый свод правил, обязательный для всех, общий для всей нашей «многоэтажки». В ведении РФ находятся, в частности, установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки.

В статье 72 перечислены сферы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Сферы, в которых субъекты могут устанавливать свои правила, но с оглядкой на федеральное законодательство, чтобы не вступить с ним в противоречие. В частности, это природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры; общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта; осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий и т. д.

На практике получается вот что. «В России принят иной по- рядок — последовательной компетенции. Это означает, что в соответствии со ст. 76 Конституции по вопросам совместного ведения сначала издается федеральный нормативный правовой акт, а затем уже региональный. Однако этот порядок в силу различных причин субъективного характера не всегда соблюдается.

Так, например, в нашей стране очень долго не принимался за- кон о публичных мероприятиях. А власти субъектов Федерации были вынуждены каким-то образом регулировать проведение стихийных митингов и собраний.

Поэтому некоторые республики в составе РФ, города федерального значения и области были вынуждены издавать собственные законы, действующие в этой сфере отношений (например, Закон Республики Башкортостан от 2 апреля 1993 г. № ВС-17/46 „О собраниях, демонстрациях и других публичных мероприятиях“).

Поэтому после вступления в силу ФЗ от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ „О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях“ субъекты Федерации были вынуждены приводить свои законы в соответствие с федеральным актом»98.

Еще пример — Закон Республики Адыгея от 16.11.1998 № 100 «Об охране труда». Та же песня. Приняли на скорую руку в конце перестройки, чтобы хоть как-то охранять труд. А после, через пару лет, подоспел Трудовой кодекс (далее — ТК). И закон республики пришлось менять, приводить в соответствие с федеральным законом — ТК.

«Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти» (ст. 73 Конституции) и «осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов» (ст. 76, п. 4 Конституции).

Вот тут уже субъект один «в своей квартире» и может принимать законы (иные акты) именно под свою специфику, с учетом своего народа. Примеры? Пожалуйста. Областной закон Ростовской области от 01.10.2004 № 151-ЗС (ред. от 28.12.2017) «Об инвестициях в Ростовской области» (принят ЗС99 РО 10.09.2004). Закон Краснодарского края от 02.12.2004 № 800-КЗ (ред. от 05.10.2018)

«О содержании и защите домашних животных в Краснодарском крае» (принят ЗС КК 23.11.2004). Закон г. Москвы от 12.07.2006 № 39 (ред. от 16.07.2014) «О продовольственной безопасности города Москвы».

Думаю, хватит. Общую идею вы поняли: субъекты вправе издавать свои законы — в пределах, позволенных федерацией.

0

Автор публикации

не в сети 9 часов

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1130Регистрация: 17-07-2018

0 комментариев

Добавить комментарий