Проверка деятельности ТСЖ: кого бояться, а кого нет

Проверка деятельности ТСЖ: кого бояться, а кого нет

28.10.2020 0 Автор GarryB83

ТСЖ является юридическим лицом, деятельность которого контролируют различные надзорные инстанции в рамках своей компетенции.

Порядок проведения проверок ТСЖ установлен Федеральном законом от 26.12.2008 № 294‑ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ

ФОРМЫ ДОКУМЕНТОВ ПО ЖКХ

ФОРМЫ ЖКХ ЗАПРОСОВ С КОММЕНТАРИЯМИ

СООБЩЕНИЯ И УВЕДОМЛЕНИЯ В ТСЖ

Действующее законодательство выделяет четыре типа проверок: плановая, внеплановая, документарная, выездная. В свою очередь документарная и выездная проверка могут носить плановый и внеплановый характер.

Предмет плановой проверки ТСЖ – соблюдение товариществом собственников жилья совокупности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.

Плановые проверки проводятся не чаще одного раза в три года. Основанием для плановой проверки является истечение трех лет со дня государственной регистрации юридического лица. Таким образом, вновь созданное ТСЖ на три года освобождается от плановых проверок надзорными инстанциями.

О проведении плановой проверки орган государственного контроля (надзора) или орган муниципального контроля уведомляет ТСЖ не позднее чем за три рабочих дня до ее проведения, направляя копию распоряжения или приказа заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом.

Предметом внеплановой проверки ТСЖ является соблюдение ТСЖ в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, по обеспечению безопасности государства, по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, по ликвидации последствий причинения такого вреда.

Основанием для проведения внеплановой проверки ТСЖ является:

• истечение срока исполнения товариществом собственников жилья ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

• поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах: а) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; б) причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; в) нарушения прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены);

• приказ (распоряжение) руководителя органа государственного контроля (надзора), о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

Чаще всего основанием для проведения внеплановой проверки ТСЖ надзорными инстанциями становится жалоба собственника помещения, который считает, что его права нарушены. Обратите внимание: анонимные обращения, а также обращения, не содержащие сведения о фактах из приведенного выше перечня, не могут являться основанием для проведения внеплановой проверки ТСЖ.

На ТСЖ может жаловаться не только собственник помещения. В случае если жалоба исходит не от собственника, необходимы доказательства того, что были нарушены права автора жалобы как потребителя услуг ТСЖ (этим доказательством может быть, например, документ регистрации по месту жительства или пребывания в указанном помещении).

Предмет внеплановой выездной проверки должен соответствовать полномочиям надзорной инстанции. В моей практике был случай, когда РСО подали в жилищную инспекцию надуманную жалобу с требованием проверить действия ТСЖ ввиду отказа от предоставления жилищных и коммунальных услуг (из‑за затягивания с заключением договора ресурсоснабжения). Жилищная инспекция провела проверку и выдала ТСЖ предписание на заключение договора в установленные сроки. Это предписание было отменено в том числе на основании того, что жилищная инспекция не имела права проверять правильность оказания жилищных услуг по заявлению РСО, так как РСО их не оказывает (РСО, как уже говорил, поставляет коммунальные ресурсы, необходимые для оказания коммунальных услуг). Следовательно, жилищная инспекция превысила свои полномочия, приняв к рассмотрению то, что не входило в ее компетенцию. Это показательный пример: кто бы ни начинал внеплановую проверку ТСЖ, прежде всего следует проанализировать основания для такой проверки (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ). Если оговоренные в законе основания не находятся, надзорной инстанции следует отказать в проведении внеплановой проверки (основания для отказа прописаны в п. 11 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ).

Предметом документарной проверки ТСЖ являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, индивидуального предпринимателя, устанавливающих их организационно‑правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, исполнением предписаний и постановлений органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля.

Если представленных для проведения документарной проверки документов недостаточно, надзорная инстанция направляет в адрес ТСЖ мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. ТСЖ должно отправить эти документы в проверяющий орган в течение 10 дней (п. 4, 5 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ).

Обратите внимание на то, что требуемые у ТСЖ документы должны соответствовать целям проверки. Документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены надзорным органом от иных органов государственного или муниципального контроля (надзора), истребованию не подлежат (п. 11 ст. 11 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ).

Предметом выездной проверки ТСЖ являются содержащиеся в документах ТСЖ сведения, а также состояние используемых ТСЖ при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, предоставляемые ТСЖ услуги и принимаемые ТСЖ меры по исполнению требований, установленных правовыми актами.

Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения и осуществления деятельности ТСЖ. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

• удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в документах ТСЖ;

• оценить соответствие деятельности ТСЖ обязательным требованиям.

Наиболее частая причина проведения выездной проверки в ТСЖ – жалоба собственника помещения на ненадлежащее содержание общедомового имущества. В этом случае в рамках выездной проверки в МКД приезжает жилищный инспектор, который фиксирует все возможные нарушения. Если они подтверждаются, составляется предписание об устранении выявленных нарушений в заданные сроки. Если предписание не выполняется, ТСЖ штрафуют.

Управление управляющей организацией

Управление товариществом собственников жилья (ТСЖ)

Срок проведения документарной и выездной проверок не может превышать 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ). Документарная и выездная проверки проводятся на основании распоряжения или приказа руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294‑ФЗ).

0

Автор публикации

не в сети 2 месяца

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1284Регистрация: 17-07-2018