Можем мы с вами составить свой законопроект и внести его в Думу? А что, пусть принимают. Составить — можем, законом не запрещено. Внести в Думу — нет.

Почему так? Еще раз вчитайтесь в ст. 104, п. 1 Конституции:

«Право законодательной инициативы принадлежит Президенту РФ, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы…» — и далее по тексту.

«Право законодательной инициативы», в переводе с юридического на русский, как раз и есть право вносить в Думу закон, предлагать к принятию. И Дума обязана такой закон рассмотреть. У нас в стране этим правом обладают не только органы государства — Президент, Правительство и т. д. — но и члены Совета Федерации, и депутаты Думы.

Мы с вами — обычные граждане — правом законодатель- ной инициативы не обладаем. Но мы можем составить законопроект, прийти на прием к тому или иному депутату и попросить рассмотреть. Если депутату понравится, он может внести наш проект в Думу.  А  там  —  как  карта  ляжет. Быть  может, и примут.

Также любой депутат Думы (а их у нас 450 человек) и любой член Совета Федерации (170 человек) вправе по собственному почину измыслить закон и внести в Думу. Не дожидаясь прихода граждан. Но поскольку в Думе юристы в меньшинстве, то на практике потуги депутатов часто заканчиваются курьезами вроде «Закона о пчеловодстве» и прочих странных идей.

Есть ли другой путь? Есть. В 2013 г. вышел Указ Президента РФ от 04.03.2013 № 183 (ред. от 23.06.2014) «О рассмотрении общественных инициатив, направленных гражданами РФ с использованием интернет-ресурса „Российская общественная инициатива“» (далее — РОИ)

Суть. В Сети открыт сайт https://www.roi.ru. Любой гражданин или организация вправе разместить на сайте предложение принять тот или иной закон (выступить с инициативой). Если за предложение (инициативу) проголосует определенное количество граждан, тогда предложение уходит «в экспертную рабочую группу соответствующего уровня (федерального, регионального или муниципального) для проведения экспертизы и принятия решения о целесообразности разработки проекта соответствующего нормативного правового акта и (или) об иных мерах по реализации данной инициативы» (п. 19 Указа).

«Определенное количество» — значит не менее 100 тыс. голосов граждан в поддержку инициативы федерального уровня (п. 13 Указа).

Вообще, саму идею позаимствовали у Англии. Этого наш Президент и не скрывал: «В этой связи предлагаю ввести правило обязательного рассмотрения в парламенте тех общественных инициатив, которые соберут сто тысяч и более подписей в Интернете. Похожая практика действует, например, в Великобритании».

Правило-то ввели, но есть разница. В Англии предложение, на- бравшее нужное количество голосов, уходило СРАЗУ в парламент. У нас — идет в некий «буфер», рабочую группу. Где заседает непонятно кто. И где еще будут думать о некой «целесообразности»…

Тем не менее даже в таком виде система кое-как работает.

Пример. Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила ввести дополнительные налоги на покупки физических лиц в интернет-магазинах за границей и/или снижение установленного в настоящее время таможенного лимита в 1 000 евро на человека в месяц на покупки для личных нужд.

На сайте РОИ АКИТ назвали организацией, «члены которой ничего не производят, но при этом рассчитывают на защиту собственных интересов со стороны государства».

На этом же сайте обычные люди выдвинули контрпредложение: не вводить дополнительные налоги. И что вы думаете? По- лучилось. Контрпредложение набрало 100 251 голос. Передали в «буфер». Неофициально обсудили «наверху». В итоге идею дополнительных налогов благополучно похоронили. То есть обычные граждане не дали принять дурацкий законопроект.

Рассмотрим еще несколько предложений, которые набрали 100 тысяч голосов, и чем кончилось их рассмотрение.

  • Запрет чиновникам покупать дорогие иномарки. Итог: удалось. Принято Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Теперь чиновники смогут покупать только автомобили, произведенные в РФ, Белоруссии или Казахстане.
  • Запрет на установку «мигалок» на машины чиновников. Не удалось. Чиновники почему-то против.
  • Отказ от цензуры в Интернете. Речь идет о печально известном 187-ФЗ от 07.2013 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях». Люди голосовали за отмену закона. Увы, не удалось…
  • «Мой дом — моя крепость». Очень важный и в то же время очень короткий законопроект. Один из самых коротких на моей памяти. Цитирую почти полностью:

«…статью 37 УК РФ дополнить частью второй следующего содержания:

„Не являются преступлением действия обороняющегося лица, если посягательство произошло при незаконном проникновении посягающего лица в жилище, совершенном против воли проживающего (пребывающего) в нём на законных основаниях лица,    с применением насилия или с угрозой применения насилия“»

Понимаете, о чём идет речь?! О вашем праве на самооборону. О вашем праве защищать свой дом любыми средствами. Вплоть до убийства посягающего, одного или нескольких.

Очень насущный вопрос. Который властители не могут решить еще со времен СССР. А то и царских63. К сожалению, в 9 случаях из 10, если вы причините серьезный ущерб нападавшему, то уголовный срок получите… правильно, вы. По статье 114 УК, п. 1:

«Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, — наказывается исправительными работами на срок до одно-  го года, либо ограничением свободы на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».

Если ненароком отправите нападавшего в… «края вечной охоты», будет вам ст. 108 УК, п. 1:

«Убийство, совершенное при превышении пределов необходимой обороны, — наказывается исправительными работами на срок до двух лет, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на тот же срок».

Сроки, в принципе, не большие. И дают по таким делам, как правило, условно. Поэтому опять выходим на «лучше пусть трое судят, чем четверо несут». Но всё равно — судимость, пятно на всю жизнь и т. д. Все всё понимают, но «закон есть закон». А значит? А значит, пора менять закон.

Изменения «проталкивают» не столько депутаты, сколько обычные граждане и общественная организация «Право на оружие». Но заявить, «достучаться» до законодателя люди смогли именно через РОИ. Приятно, что позже и в парламенте нашлись сторонники проекта — в частности Сергей Калашников из Госдумы и Евгений Тарло из Совета Федерации

Итог: пока не приняли.

  • «Откуда у тебя миллионы, чиновник? Не объяснил — СЕЛ». Есть Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной  Ассамблеи ООН).

РФ ратифицировала эту Конвенцию частично — за исключением ст. 20. А там:

«При условии соблюдения своей конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое Государство- участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т. е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать».

В переводе на русский. Если чиновник с маленьким официальным доходом — пускай 40 000 руб. в месяц — не может объяснить, откуда у него взялась вилла во Франции за миллиард… — добро пожаловать на нары.

Такой законопроект66 через РОИ набрал 100 000 голосов. Простые люди хотят, чтобы и у нас действовала ст. 20 Конвенции.   И чтобы проворовавшиеся слуги народа… ОТВЕТИЛИ. Но Дума почему-то категорически не хочет эту инициативу рассматривать. Видимо, некоторым думцам есть, что терять.

Итог: пока нет. И вряд ли примут.

Подытожим. Законодательная инициатива бывает двух видов:

  • «Сверху». Предложение принять закон исходит от властителей — депутатов, Президента, Правительства и т. д.
  • «Снизу». Проторенная дорожка — гражданин или группа лиц «закидывают» закон депутату (иному властителю), просят внести в Думу, а тот вносит. Новый путь — через РОИ.
0

Автор публикации

не в сети 9 часов

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1130Регистрация: 17-07-2018

0 комментариев

Добавить комментарий