Разделение властей в России
Возвращаясь к проблеме организации государственной власти, отметим, что управление современным государством по сравнению с XVIII в. усложнилось в десятки раз и не может осуществляться без учета принципа разделения властей».
Согласен с таким выводом. Управление государством усложнилось настолько, что властей стало не три… а больше.
Начертим схему:
Интересно, правда? Статья 10 Конституции говорит о трех ветвях власти. И — всё. И — точка. Закрытый список. Но следующая статья, 11-я, п. 1, идет дальше: «Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации».
Выходит, ветвей власти три, а правят (осуществляют власть) — ЧЕТЫРЕ. Причем в списке «правителей» первым назван Президент. Кто-то пытается причислить Президента к исполнительной ветви власти, но я поддерживаю другое мнение:
«Институт Президента РФ возвышается над тремя ветвями власти, названными в ст. 10 Конституции РФ, и не соответствует принципу разделения властей в том виде, в каком он сформулирован в указанной статье; механизму власти в том виде, в каком он учрежден в главах 4–7 Конституции РФ (в механизме власти заключена сущность Конституции), больше соответствовала бы более честная формулировка: „Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на президентскую, законодательную, исполнительную и судебную“».
Таким образом, фактически у нас в государстве четыре ветви власти. Или… больше? На схеме есть треугольник с тремя вопросительными знаками. Сюда я отношу пятую власть. Контрольную.
Почему «???». В нашем государстве есть органы, которые непонятно к какой ветви власти принадлежат: прокуратура, Счетная палата РФ, уполномоченный по правам человека в РФ, Центральный банк России, Конституционное собрание и другие.
Что делают эти органы? Исполняют? Нет. Придумывают законы? Тоже нет. Быть может, судят? Тоже нет. Та же прокуратура или Счетная палата не подменяют собой суд. Так что же делают? Проверяют-следят-надзирают. О чём очень хорошо сказано в энциклопедическом словаре экономики и права:
«Специфика деятельности органов контрольной власти состоит в том, что они не устанавливают общих правил поведения, как это делает законодательная власть, не занимаются организаторской работой, что присуще исполнительной власти, не рассматривают конкретных уголовных дел, гражданских, трудовых и иных споров, что составляет сферу деятельности судебной власти.
Органы контроля занимаются лишь расследованием, проверкой, изучением состояния дел и не вправе вмешиваться в оперативную деятельность учреждений и предприятий.
Обычно они докладывают о результатах проверок иным органам государства, которые и принимают соответствующие меры к нарушителям. Сами же органы контроля, как правило, никаких наказаний назначать не могут».
В десятку. Очень верно подмечено. Поэтому можно спокойно говорить: Президент у нас четвертая голова Змея Горыныча, а контрольная власть — ПЯТАЯ.
Я бы не назвал наш с вами вывод таким уж революционным. Некоторые зарубежные Конституции — к примеру, Никарагуа (1987 г.), Колумбии (1991 г.) и т. д. — исходят из существования четырех ветвей власти: три классические + избирательная. Конституция Венесуэлы (1999 г.) знает и пятую ветвь власти — гражданскую (ст. 136). А в Конституции Алжира (1976 г.) и вовсе шесть ветвей власти: пять предыдущих + некая «политическая».
Поэтому, когда наши ученые говорят: «Давайте пропишем в Конституции контрольную ветвь власти» (ага, привинтим Змею еще одну голову), я согласен. А почему бы и нет?! На практике и контролирующие органы, и контрольная власть — всё есть, живет и процветает. О чём пишут давно и много:
«Таким образом, принимая во внимание существование контрольной власти в мировой практике и юриспруденции и не претендуя на бесспорность окончательного вывода, констатируем, что контрольная власть в РФ конституционно не закреплена.
Органы, выполняющие контрольные полномочия, рассредоточены в ветвях власти, определенных в статьях 10 и 11 Конституции РФ. В то же время нуждается в юридическом оформлении правовой статус ряда государственных органов, не входящих в традиционные ветви власти, с закреплением самостоятельности прокурорской ветви власти, а также органов власти с особым статусом».
Подытожим. Идея разделения властей — мудрая и разумная. Но на практике, в условиях нашей страны… см. материал о Президенте РФ.
В СУД БЕЗ ЮРИСТА — Образцы исковых заявлений в суд с комментариями и выдержками из законов