Снижение стоимости услуг управляющей организации
Если ваша УО работает из рук вон плохо, то общее собрание собственников своим решением может прекратить полномочия такой УО. Если до столь крайних мер ещё не дошло, то можно заставить УО работать и иными способами.
Перечень услуг, которые обязана оказывать УО, определяется в договоре управления МКД. Периодичность выполнения тех или иных услуг установлена в этом же документе. Если соответствующие услуги вам не оказываются, не оказываются в установленные сроки или оказываются, но ненадлежащего качества, то вы можете потребовать от управляющей организации снижения стоимости таких услуг.
Такое право собственникам предоставлено в соответствии с Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения… (утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 №491) (далее – Правила изменения размера платы за содержание и ремонт помещения).
В соответствии с п.6 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, в случаях оказания услуг и выполнения работ ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, управляющая организация обязана снизить размер платы за содержание и ремонт жилого помещения собственникам помещений.
Согласно положениям п.п. 7‑10 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, собственники помещений вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к соответствующей управляющей организации, которая обслуживает соответствующий МКД. Такое заявление об изменении размера платы может быть направлено в письменной форме или сделано устно в течение 6 месяцев после соответствующего нарушения и подлежит обязательной регистрации лицом, которому оно направлено.
Лицо, которому направлено в письменной форме или сделано устно заявление, обязано в течение 2 рабочих дней с даты его получения направить собственнику помещения извещение о дате его получения, регистрационном номере и последующем удовлетворении либо об отказе в его удовлетворении с указанием причин отказа.
При личном обращении на экземпляре заявления собственника помещения или нанимателя жилого помещения делается отметка о дате его приёма и регистрационном номере.
Размер уменьшения платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется по специальной формуле = (Py/mn) * nd,
где:
Py – стоимость соответствующей услуги или работы в составе ежемесячной платы за содержание и ремонт жилого помещения (рублей);
mn – количество календарных дней в месяце;
nd – количество полных календарных дней, в течение которых оказывались и (или) выполнялись услуги или работы ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.
Например, если по условиям договора УО обязана мыть подъезд каждое 15‑е число соответствующего месяца, а фактически уборка была произведена только 30‑го числа, то 14 дней, что и были полными календарными днями, в течение которых не была оказана оплаченная услуга – это и есть показатель nd.
В соответствии с п.14 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, не допускается изменение размера платы, если оказание услуг и выполнение работ ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, связано с устранением угрозы жизни и здоровью граждан, предупреждением ущерба их имуществу или вследствие действия обстоятельств непреодолимой силы.
При этом необходимо отметить очень важный момент. К заявлению о снижении стоимости услуг в обязательном порядке должен быть приложен акт нарушения, в котором соответствующие нарушения зафиксированы.
Согласно п.п. 15‑16 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, факт выявления ненадлежащего качества услуг и работ и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ отражается в акте нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ. Указанный акт является основанием для уменьшения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Акт нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или выполнении работ составляется в порядке, установленном п.п. 109‑114 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354).
Кратко рассмотрим правила составления акта нарушения.
При обнаружении факта нарушения качества услуги потребитель уведомляет об этом аварийно‑диспетчерскую службу исполнителя услуг или иную службу, указанную исполнителем.
В случае если сотруднику аварийно‑диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся потребителю и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений.
В случае если сотруднику аварийно‑диспетчерской службы исполнителя не известны причины нарушения качества услуги он обязан согласовать с потребителем дату и время проведения проверки факта нарушения качества услуги.
Время проведения проверки в таких случаях назначается не позднее 2 часов с момента получения от потребителя сообщения о нарушении качества услуги, если с потребителем не согласовано иное время.
По окончании проверки составляется акт проверки.
В случае непроведения исполнителем проверки в установленный выше срок, а также в случае невозможности уведомить его о факте нарушения качества предоставляемых услуг в связи с ненадлежащей организацией работы круглосуточной аварийно‑диспетчерской службы потребитель вправе составить акт проверки качества предоставляемых услуг в отсутствие исполнителя. В таком случае указанный акт подписывается не менее чем 2 потребителями и председателем Совета многоквартирного дома.
Законодательно форма такого акта не установлена.
Таким образом, при подтверждении факта оказания услуг (выполнения работ) ненадлежащего качества и (или) превышения установленной продолжительности перерывов в оказании услуг или выполнении работ и при отражении данного факта в соответствующем акте, собственники помещений согласно п.7 Правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, вправе обратиться с заявлением об изменении размера платы к управляющей организации.
Управляющая организация обязана произвести перерасчёт. Если же добиться правды самостоятельно не получается, необходимо применить иные способы защиты нарушенных прав.
В соответствии со ст.20 ЖК РФ, за деятельностью управляющих организаций осуществляется государственный и муниципальный надзор.
Рассмотрим их более подробно.
Жалоба в Государственный комитет по жилищному надзору