Аннулирование регистрации ТС
Если после регистрации транспортного средства в его конструкцию внесены изменения, то аннулирование регистрации законно, – Решение ВС РФ от 08.12.2016 № АКПИ16‑1219.
Это подтверждается п.6 ч.1 ст. 18 и ч.1 ст. 20 закона «О регистрации».
Допуск автомобиля к участию в дорожном движении осуществляется путем регистрации транспортного средства, – ч.3 ст. 15 закона «О БДД». Перед этим транспортное средство должно быть сертифицировано – ч.1 ст. 15 закона «О БДД». В настоящее время под сертификатом понимается «одобрение типа транспортного средства», – до 01.11.2020 п.5 «Положения о ПТС», после 01.11.2020 пп. а п.20 «Порядка функционирования систем электронных ПТС», утвержденного Решением Коллегии ЕЭК от 22.09.2015 № 122. Если впоследствии выясняется, что сертификация не проводилась и выданы подложные документы, то ПТС признается недействительным (аннулированным), – до 01.11.2020 п.72 «Положения о ПТС», после 01.11.2020 пп.г. п.6 «Порядка функционирования систем электронных ПТС». В силу п.6 ч.1 ст. 18 закона «О регистрации» и п.18 ППРФ № 1764 от 21.12.2019 «О государственной регистрации транспортных средств» регистрация автомобиля прекращается.
Здесь приведено подробное описание взаимосвязи нескольких НПА, чтобы продемонстрировать логическую цепочку при прекращении регистрации на вполне законных основаниях.
После внесения изменений в конструкцию, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, сертификация обязательна, – ч.4 ст. 15 закона «О БДД».
Результатом становится «Свидетельство о внесении изменений в конструкцию», – п.79 ТР ТС. Номера свидетельств переписываются в ПТС, – п.80 ТР ТС. Отметки в «Свидетельстве о регистрации» – обязательны, – п.28 Приложения № 4 Приказа МВД № 267 от 23.04.2019 «Об утверждении форм документов, идентифицирующих транспортное средство».
В связи с вступлением в силу с 01.01.2020 нового закона «О регистрации» вместе с ним в соответствие с п. 6 ч. 1 ст. 18 должен быть введен в действие и новый порядок прекращения регистрации, утвержденный Постановлением Правительства.
Рассмотрим пример. Согласно Приложению № 2 ТР ТС на дороги РФ выпускаются автомобили, на которых установлены стекла, отвечающие требования Правил ООН № 43. При этом лобовое стекло должно иметь светопропускание 75 %, а боковые передние стекла – не менее 70 %.
Если процент светопропускания при измерениях на дороге меньше указанных величин, то в конструкцию транспортного средства внесены изменения, которые заведомо не могут быть одобрены. Аннулирование регистрации вполне возможно сразу, так как сами внесения изменений в конструкции документально зафиксированы.
В других случаях, чтобы доказать с одной стороны наличие внесений изменений в конструкцию, а с другой стороны отсутствие данных о регистрации этих изменений, инспекторы выписывают требование предоставить автомобиль на осмотр, не ссылаясь ни на какие НПА, что незаконно, – см. Противоречие с законом.
Повторяем еще раз, высказанную ранее мысль: выполнять юридически значимые действия для сбора доказательств против себя водитель не обязан, то есть нельзя требовать от водителя пригнать автомобиль на осмотр, как и делать выводы на основании того, что автомобиль на осмотр не представлен. И закон, выдвигающий такие требования, никогда не будет принят. Можно провести аналогию с состоянием опьянения. Никогда в КоАП не появится нормы, по которой при признаках опьянения водитель через пару часов обязан был бы предоставить в ГАИ справку, что он трезв.
По закону инспектор обязан начать административное расследование, и в рамках возбужденного административного дела выписать повестку водителю. Но данный путь – длинный, требующий больших временных затрат, и начальники обязывают инспекторов выписывать водителям незаконные требования о представлении автомобиля на осмотр. Инспекторы выполняют требования начальников, не смотря на прямой запрет в ч. 4 ст. 6 закона «О полиции».
«Законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами», – ч. 3 ст. 30 закона «О полиции». Верно и обратное утверждение: незаконные требования выполнять необязательно. Если водитель не представил автомобиль на осмотр, а ГАИ ликвидировало регистрацию, то действия ГАИ незаконны.
Написать нормальное постановление – достаточно сложно. Необходимо не только зафиксировать текущее состояние автомобиля, но и изготовить копии необходимых страниц из каталогов на необходимую марку и комплектацию автомобиля, чтобы приложить их к материалам дела вместе с копией «одобрения типа». Кроме того, обязательно привести доказательства, что на момент регистрации изменения еще не были внесены, – ч. 4 ст. 15 закона «О БДД». В противном случае вынесение мотивированного решения невозможно, и постановление по данному основанию может быть обжаловано, – см. Если инспектор ваши объяснения не принял.