Разворот по малому радиусу на перекрестке с разделительной полосой
Минимальная величина разрыва разделительной полосы рассчитывается только исходя из поворота налево – раздел 7.2 ВСН 23–75. Радиус поворота налево, представленный на рисунке 30, составит порядка 15 м. Тогда при ширине разделительной полосы 4,9 м с полукруглым окончанием, разрыв в разделительной полосе составит 25,6 м.
В результате, остается пространство для разворота в пределах перекрестка, но без выезда на пересечение проезжих частей, – рисунок 30. Такая траектория разворота наиболее безопасна и ни у судей, ни инспекторов не вызывает нареканий.
При иной конфигурации окончания разделительной полосы, согласно расчетам по ВСН 23–75, она может доходить до края пересекаемой проезжей части – рисунок 33. И основные проблемы связаны с разворотом именно на таком перекрестке.
Отвлечемся от перекрестков и вспомним, что в России установлено правостороннее движение, – п. 1.4 ПДД. Расшифровка, что это означает, дана в пункте z ст. 1 «Конвенции о дорожном движении»: «термины «направление движения» и «соответствующий направлению движения» означают правую сторону, если в соответствии с национальным законодательством водитель транспортного средства должен при встрече с другим транспортным средством пропустить его слева». То есть на дороге разъезжаемся со встречным автомобилем левыми бортами – придерживаясь правой стороны дороги.
Общей нормы, запрещающей в отсутствии встречного транспорта использовать для движения всю ширину проезжей части, нет. Для многополосных дорог подобный запрет существовал в п. 9.2 ПДД до 2010 года. Нынешняя корявая формулировка пункта 9.2 ограничивает выезд на встречное движение только при объезде или обгоне.
Потому, теоретически на любой дороге при отсутствии разметки и встречных автомобилей просто так, бесцельно можно уехать к левому краю проезжей части и двигаться вдоль него. На практике лучше этого делать, так как неожиданное появление встречного автомобиля тут же создает аварийную ситуацию, и вам необходимо успеть сманеврировать, чтобы разъехаться с ним левыми бортами.
Исходя из диспозиции п. 9.2 ПДД, не содержит запретов на движение по встречной полосе и п. 9.1 ПДД.
Запрет движения по встречной полосе может быть введен знаками или разметкой. Например, достаточно нанести сплошную или двойную сплошную линию разметки, и движение по встречным полосам будет запрещено, – п. 9.1.1 ПДД.
Аналогично и на перекрестках.
Если в разрыве разделительной полосы нанесена сплошная или двойная сплошная линия разметки (рисунок 33), то при развороте их объезд обязателен (траектория «Б»), так как движение левее сплошной линии разметки (траектория «А») даже без ее пересечения является нарушением, – п. 9.1.1 ПДД, см. Выезд на полосу встречного движения.
Если в разрыве разделительной полосы располагаются трамвайные пути, то разворот по малому радиусу так же запрещен, – п. 9.1.1 ПДД.
А при отсутствии разметки или трамвайных путей разворот по малому радиусу не запрещен, если встречного транспорта нет, то есть, когда не с кем разъезжаться левыми бортами.
Рассмотрим пример – рисунок 34. На перекрестке неравнозначных дорог без разметки безопаснее разворачиваться по малому радиусу, – траектория «А».
Допустим, автомобиль разворачивается по главной дороге, но с объездом центра перекрестка, – траектория «Б». Если водитель остановиться в центре перекрестка, например, пропуская встречный автомобиль, то через пару секунд все забудут, что автомобиль въехал на перекресток с главной дороги. Для водителя «В» водитель «Б», стоящий в центре перекрестка, въехал на него с второстепенной дороги.
И пусть водитель «Б» в случае ДТП попробует потом доказать, что он въехал с главной дороги и разворачивался, то есть имел преимущество перед «В». Если водитель пойдет по малому радиусу, – траектория «А», то ни у кого не возникнет сомнения, что он выполняет именно разворот.
Как уже было сказано, п. 9.2 ПДД запрещает выезжать на встречную полосу только при обгоне и объезде, и к траектории «А» он неприменим.
Также для траектории «А» неприменим и п. 8.6 ПДД, поскольку он регламентирует только маневр поворота налево. Но именно на него почему‑то ссылаются полицейские и судьи, если при развороте по малому радиусу водитель попадает в ДТП. На основании п. 8.6 ПДД разворачивающегося водителя признают виновным в ДТП, – ссылки приведены в предыдущем разделе.
Хотя их правоту в одном случае следует признать. Диаметр разворота легковых автомобилей – 10–12 м. Для разворота по такому диаметру в один прием ширина разделительной полосы не более 8–10 метров, то есть максимум три длины легкового автомобиля.
Если разделительная полоса шире, то при развороте по кратчайшей траектории водитель несколько секунд будет двигаться навстречу потоку. Потому при широкой разделительной полосе от разворота по траектории «А» лучше отказаться. Скорей всего по данной причине Верховный суд и полиция заставляют разворачиваться по траектории «Б».
Если перед перекрестком установлена табличка «Направление главной дороги», обязательно обратите на нее внимание. Если на ней проезжая часть за разделительной полосой не обозначена, то перед вами – два отдельных перекрестка, и речь идет не о развороте, а о двух поворотах налево, и п. 8.6 ПДД работает.
Аналогично, перед вами два перекрестка, если для пересекаемой дороги светофоры стоят на разделительной полосе, как примерно показано на рисунок 32, – п. 7.3.11 ГОСТ 52289–2004.