Остановки, стоянки и парковки в населенных пунктах
«Назначение и вместительность (количество машино‑мест) парковок общего пользования определяются в соответствии с нормативами градостроительного проектирования, – ч. 5 ст. 11 закона «Об ОДД».
«красная линия: Граница, отделяющая территорию квартала, микрорайона и других элементов, планировочной структуры от улиц, дорог, проездов, площадей, а также других земель общего пользования в городских и сельских поселениях», – п. 3.17 СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
Согласно п. 11.12 поперечный профиль улиц и дорог населенных пунктов может включать в себя проезжую часть, в том числе полосы для остановки, стоянки и парковки. Улично‑дорожная сеть (УДС) находится в пределах «красных линий», – п. 3.37 СП 42.13330.2016. (Для справки: полосы остановки и стоянки предназначены по определению исключительно для вынужденной остановки.)
За пределами красных линий действует технический регламент «О безопасности зданий и сооружений», и утвержденный в соответствие с его требованиями СП 113.13330.2016 на стоянки. Данный свод правил не содержит требований по обозначению парковок – в этом нет необходимости.
Таким образом, «местное уширение проезжей части» может находиться только в пределах красных линий, что должно быть установлено материалами дела.
Деление транспортной сети города на дороги и улицы приведено в таблице 11.1 и таблице 11.3 СП 42.13330.2016. Магистральные дороги, магистральные улицы и просто улицы – понятия разные.
Далее смотрим п. 5.2.2 °CП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населенных пунктов. Правила градостроительного проектирования». Из него следует, что:
- на магистральных дорогах стоянка транспортных средств не допускается;
- на магистральных улицах стоянка запрещена на основной проезжей части;
- начиная с магистральных улиц 3 класса, стоянка допускается на основной проезжей части при организации карманов.
То есть «местное уширение проезжей части» – карман. Об этом много раз говорилось в документах, утративших силу. И наконец‑то вновь закреплено в СП 396.1325800.2018. Но есть уточнение в п. 8.3.3 – продольные парковки на проезжей части устраиваются в виде парковочных полос.
Вывод: парковочная полоса – для продольной парковки, карман – для парковки под углом к краю проезжей части. И то и другое – «местное уширение проезжей части».
Идем 8 раздел, где подробно расписано, как организуются парковки в пределах УДС.
В таблице 8.1 продублировано, на каких улицах можно организовывать парковки. Там же указано, где разрешено организовать парковки только параллельно краю проезжей части, а где – под углом. Главное, что на улицах городского значения 3 класса и улицах районного значения парковки в пределах УДС организуются только при реконструкции дорог. Данное положение продублировано в п. 8.2.6. И только на улицах местного значения парковки в пределах УДС могут применяться повсеместно.
Из таблицы 8.2 усматривается, как именно организуются парковки, и как наносится разметка.
Попутно. «Парковки на УДС проектируют для общего пользования. Не допускается их использование в качестве приобъектных стоянок для конкретных объектов различного функционального назначения», – п. 8.2.5 СП 396.1325800.2018. Таким образом, организация парковок на УДС «Только для владельцев парковочных разрешений» запрещена.