
Государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор в сфере ЖКХ
Государственная жилищная инспекция
Государственная жилищная инспекция – это самый главный надзорный орган в ЖКХ. Ее специалисты выявляют и пресекают нарушения в этой сфере со стороны и государственной власти, и местного самоуправления, и юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей. От рядовых граждан Госжилинспекция тоже требует неукоснительного соблюдения норм ЖКХ.
Координирует работу государственной жилищной инспекции в регионах – Главный государственный жилищный инспектор РФ.
Таким образом, жилинспекция работает в каждой области, республике, крае РФ. Она контролирует:
- как используется жилищный фонд, общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме и на придомовых территориях;
- как обстоят дела с техническим состоянием домов, общего имущества собственников в многоквартирном доме и инженерного оборудования;
- своевременно ли выполняются работы по их содержанию и ремонту домов;
- обоснованно ли установлены нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг;
- соответствует ли нормам санитарное состоянием помещений, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;
- как дом готовится к зиме или к лету;
- насколько рационально в доме используются топливно-энергетические ресурсы, и вода;
- как соблюдаются нормативный уровень и режим обеспечения жителей коммунальными услугами (отоплением, электро-, водо-, газоснабжением и т. д.);
- как соблюдаются правила пользования жилыми помещениями и придомовыми территориями;
- как соблюдается порядок и правила признания жилых домов и помещений непригодными для постоянного проживания, а также как происходит процесс перевода их в нежилые;
- имеются ли и соблюдаются ли договоры между собственниками жилых помещений, производителями услуг и потребителями;
- как проводятся конкурсы на обслуживание и капитальный ремонт домов государственного и муниципального жилищных фондов;
- как выполняются жилищно-коммунальные услуги по заявкам населения;
- имеются ли в жилых домах приборы регулирования, контроля и учета энерго- и водоресурсов;
- как обстоят дела с формированием фондов капитального ремонта в многоквартирных домах;
- правильно ли начисляется плата за жилищно-коммунальные услуги;
- как раскрывается информация в системе ГИС ЖКХ.
Органы государственной жилищной инспекции имеют право:
– проводить инспекционные обследования и проверки объектов;
– давать предписания собственникам, владельцам и пользователям жилищного фонда, общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и придомовых территорий об устранении выявленных нарушений;
– выносить заключения о пригодности домов и помещений для проживания;
– привлекать юридических и должностных лиц к административной ответственности по некоторым правонарушениям в жилищно-коммунальной сфере.
Если вы понимаете, что вам неверно начисляют плату за ЖКУ или качество услуг оставляет желать лучшего, то государственная жилищная инспекция – первый из контролирующих органов, в который вам следует написать заявление.
Форма заявления может быть произвольной, главное – четко и ясно, без лишней «воды» описать, в чем состоит суть нарушения. Ссылаться на правовые нормы необязательно. Отправить заявление можно любым способом, лишь бы при этом был зафиксирован факт его подачи. С 01 января 2017 года заявления поданные в электроном виде не являются основаниями для проведения проверки. Исключения составляют заявления, поданные через систему ГИС ЖКХ.
Ответ на свое заявление вы должны получить в течение месяца. Причем сама форма ответа может быть разной.
Если сотрудники жилинспекции изучат ситуацию и не найдут в ней факта нарушения, вам пришлют письменный ответ (где и сообщат об этом). Кроме этого, вам могут выдать акт проведенной проверки (его можно будет потом предъявлять в суде, если вы решитесь довести дело до конца).
Если же факт нарушения будет установлен, вам также передадут письменный ответ и акт проверки, а управляющая компания (или ТСЖ, ресурсоснабжающая организация) получит предписание об устранении нарушения.
Не все вопросы жилинспекция может решить самостоятельно, выдав предписание об устранении имеющихся нарушений. Но она имеет право обратиться в суд с заявлением:
- о ликвидации ТСЖ,
- о признании недействительными решений общего собрания собственников помещений,
- о признании договора управления многоквартирным домом недействительным,
- в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований
Указанные иски подаются в случае неустранения в соответствующий срок нарушений Устава ТСЖ, нарушений порядка выбора управляющих организаций, условий договора управления многоквартирным домом и порядка его заключения.
Правонарушения, по которым государственная жилищная инспекция вправе привлекать к ответственности участников сферы ЖКХ.
В Кодексе РФ об Административных правонарушениях содержатся со — ставы правонарушений, по которым орган государственного жилищного надзора вправе привлекать недобросовестных участников сферы ЖКХ. Виды правонарушений и размеры штрафов приведены в таблице
Статья КоАП РФ | Деяние | Размер штрафа, руб. |
6.24 | Нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях на объектах |
500–3000 |
7.21. ч. 1 | Порча собственником жилых домов, жилых помещений, а также использование их не по назначению. |
1000–1500 |
7.21. ч. 2 | Самовольная перепланировка собственником жилых помещений в многоквартирных домах | 2000–2500 |
7.21. ч. 1 | Нарушение УК или ТСЖ правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переустройство и (или) перепланировка жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переустройство и (или) перепланировка существенно изменяют условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением |
должностные лица: 4000–5000 юридические лица: 40000–50000 |
7.23. | Нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами | должностные лица: 500–1000 юридические лица: 5000–10000 |
7.23. | Отказ от передачи технической документации на многоквартирный дом и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов организации осуществляющей управление домов или одному из собственников помещений в многоквартирном доме, либо уклонение от передачи таких документов указанным лицам, либо нарушение предусмотренных федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами порядка и сроков передачи указанных документов |
граждане: 2000–5000 должностные лица: 30000–40000 юридические лица: 150000–200000 |
7.23.3. ч. 1 | Нарушение организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договоров управления многоквартирными домами, правил осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами. |
должностные лица: 50 000–100 000 юридические лица: 150 000–200 000 |
7.23.3. ч. 2 | Действия, указанные в ч. 1 ст. 7.23.3, совершенные в период прекращения действия лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами или ее аннулирования, если указанные лица обязаны надлежащим образом осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирными домами. |
должностные лица: 100 000–200 000 юридические лица: 150 000–500 000 |
9.16. ч. 4 | Несоблюдение лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, требований энергетической эффективности, предъявляемых к многоквартирным домам, требований их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов, требований о проведении обязательных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности общего имущества |
должностные лица: 5000–10000 индивидуальные предприниматели: 10000–15000 юридические лица: 20000–30000 |
9.23 | Нарушение правил обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования | физические лица: 1000–30000 должностные лица: 5000–100000 юридические лица: 40000–400000 |
13.19.2 ч. 1 | Нарушение порядка размещения информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства. | физические лица: 3000–5000 должностные лица: 5000–10000 |
13.19.2. ч. 3 | Повторное совершение правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19.2 | должностные лица: 15000–20000 |
14.1.3 ч. 1 | Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии на ее осуществление, если таковая лицензия обязательна. |
должностные лица: 50000–100000 или дисквалификация до 3 лет; индивидуальные предприниматели: 150000–250000 или дисквалификация до 3 лет; юридические лица: 150000–250000 |
14.1.3 ч. 1 | Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок | граждане: 500–1000 должностные лица: 2000–4000 юридические лица: 5000–10000 |
19.4.1. ч. 2 | Действия, указанные в ч. 1 ст. 19.4.1., если они повлекли невозможность завершения проверки | должностные лица: 5000–10000 юридические лица: 20000–50000 |
19.5. ч. 1 | Невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства |
граждане: 300–500 должностные лица: 1000–2000 юридические лица: 10000–20000 |
19.5. ч. 1 | Невыполнение или ненадлежащее выполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего региональный государственный жилищный надзор, в том числе лицензионный контроль в сфере осуществления предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, об устранении нарушений лицензионных требований |
должностные лица: 50000–100000 юридические лица: 200000–300000 |
19.7 | Непредставление или несвоевременное представление орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) государственный контроль (надзор), орган (должностному лицу), осуществляющий (осуществляющему) муниципальный контроль, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, либо представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде |
физические лица: 100–300 должностные лица: 300–500 юридические лица: 3000–5000 |
19.7.11 | Нарушение установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к предоставлению в орган местного самоуправления, осуществляющий учет наемных домов социального использования, документов, подтверждающих сведения, необходимые для учета в муниципальном реестре наемных домов социального использования, в том числе непредоставление таких документов или предоставление документов, содержащих заведомо ложные сведения |
должностные лица: 20000–50000 юридические лица: 50000–100000 |
Муниципальный жилищный контроль
Этот контроль проводят районные и городские администрации. В принципе, их задачи и права – примерно те же, что и у жилинспекции, но проверять они могут лишь те дома, где есть муниципальное жилье.
В некоторых регионах часть своих полномочий Государственная жилинспекция официально делегирует муниципальному жилищному контролю. Если в вашем регионе дела обстоят именно таким образом, то и обращаться с жалобой нужно в первую очередь именно в местную администрацию. Как и в случае с государственной жилищной инспекцией заявление в муниципалитет составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Лицензионный контроль
Лицензионный контроль – это контроль за соответствием управляющих организаций лицензионным требованиям. Осуществляет его, как правило, Госжилинспекция региона. Однако в некоторых субъектах отдельные полномочия могут быть переданы муниципалитетам. К лицензионным требованиям относятся не только требования, которые являются необходимыми условиями для получения лицензии на право управления многоквартирными домами, но и требования, которые необходимо соблюдать, чтобы ее не лишиться. К таковым относятся:
- выполнение обязательств по договору управления многоквартирным домом;
- выполнение работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом;
- выполнение требований, предусмотренных законодательством для работ и услуг по содержанию общего имущества и управлению многоквартирным домом, периодичности их оказания;
- выполнение нормативных требований к предоставлению коммунальных услуг, в тех случаях, когда они предоставляются управляющей организацией;
- осуществление правильного расчета размера платы за жилищно-коммунальные услуги.
Иначе говоря это все те моменты предоставления жилищно-коммунальных услуг, которые контролирует жилинспекция по роду своей деятельности, но только в отношении управляющих организаций, работающих по лицензии.
Органы прокуратуры РФ
«Я буду жаловаться в прокуратуру!» – часто можно услышать от граждан, которые отчаялись найти правду в борьбе с недобросовестными исполнителями услуг. Но можно ли писать заявления в прокуратуру, если дело касается сферы ЖКХ?
Да, можно и нужно. Прокуратура надзирает за соблюдением законности во всех сферах жизнедеятельности человека, в том числе и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Еще одна важная функция этого органа: надзор за соблюдением прав и свобод человека.
Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения, куда рядовым гражданам может быть вход запрещен, он может знакомиться с документацией (от жителей ее могут скрывать) – по требованию прокурора руководители организаций обязаны предоставить ее в полном объеме. Если прокурор усмотрит признаки административного правонарушения или уголовного преступления, он имеет право возбуждать административное производство или передать материалы в полицию, чтобы там приняли решение о возбуждении уголовного дела.
Обратиться к прокурору с жалобой на ущемление своих прав и свобод может любой гражданин России. При этом прокурор должен рассмотреть заявление, разъяснить порядок защиты прав и свобод, и, если факты, описанные в заявлении, подтвердятся, работать над привлечением к ответственности лиц, нарушивших закон.
Требования прокурора обязательно должны быть исполнены в установленный срок!
У прокуратуры есть еще одно важное полномочие. Если гражданин из‑за своего возраста, недееспособности, состояния здоровья (или по другим уважительным причинам) не может самостоятельно обратиться в суд, за него это может сделать прокурор.
Также прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц. Речь идет о ситуации, когда нарушаются права значительного числа граждан или когда нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, в органы прокуратуры есть смысл обращаться, если вы сомневаетесь в том, что правонарушение относится только к сфере ЖКХ, если по состоянию здоровья не можете защищать свои права в суде или в случае, когда ответ из других государственных и муниципальных органов не позволяет разобраться в ситуации.
Заявление в органы прокуратуры составляется в произвольной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его передачи.
Роспотребнадзор
Главные задачи Роспотребнадзора – следить за санитарно-эпидемиологическим благополучием граждан и защищать права потребителей. Поэтому, если в вашем доме не вовремя вывозят (или не вывозят вообще) мусор, если в подъездах плесень, вечная грязь, крысы и тараканы – вы имеете полное право писать заявление в Роспотребнадзор.
Жаловаться на слишком громких соседей тоже нужно сюда же: определение «шум» также входит в понятие «санитарно-эпидемиологическое благополучие».
Сотрудники Роспотребнадзора имеют право привлекать к ответственности лиц, совершивших или допустивших нарушение требований закона «О защите прав потребителей».
Пример! Наиболее типичное нарушение, при этом, – обман потребителей. Чаще всего он выражается во взимании чрезмерной платы за жилищно-коммунальные услуги. В платежных документах могут указываться неполные или ложные сведения об ЖКУ и их исполнителях
Кроме того, специалисты Роспотребнадзора тоже могут обратиться в суд с заявлением в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга лиц. Помимо этого, они могут вступить в рассмотрение дела в суде и давать заключение по нему.
Также в Роспотребнадзоре можно получить консультацию по вопросам, которые входят в компетенцию его специалистов.
Заявление в Роспотребнадзор составляется в свободной форме и подается любым способом, позволяющим зафиксировать факт его принятия.
Важно! Перед тем, как обращаться в органы Роспотребнадзора, обязательно нужно написать претензию в адрес компании, которая нарушила ваши права. К заявлению в Роспотребнадзор необходимо приложить документы, которые подтверждают факт обращения с претензией. Если таких документов не будет, Роспотребнадзор проверку организации проводить не будет!