Максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы

Максимальная продолжительность отпуска без сохранения заработной платы

09.11.2018 0 Автор GarryB83

Почти у каждого труженика рано или поздно возникают проблемы семейного характера либо срочные дела, для разрешения которых необходимо отлучиться с рабочего места на несколько часов или дней, в то время как основной отпуск, возможно использовать только единожды в год и по графику.

Именно поэтому на законодательном уровне помимо ежегодного периода отдыха от трудового процесса предусмотрена и другая возможность освобождения от обязанностей – административный отпуск.

Законодательное регулирование вопроса

Каждому работнику в соответствии с нормами закона предоставлено право не только на труд, но и на отдых, и при этом в порядке ст.114 ТК РФ на протяжении отпуска за работником сохраняется и должность, и средний заработок, в то время как административный предоставляется без оплаты, учитывая, что данный период времени предусмотрен не для отдыха от непосредственных обязанностей, а для решения проблем личного характера.

К примеру, у работника может заболеть близкий родственник или возникнет необходимость в оформлении каких-либо документов, которые можно сделать только в других учреждениях и, конечно, в рабочее время, либо может приехать теща и ее нужно будет встретить, или понадобится присутствие на родительском собрании. Именно в подобных случаях отпуск за свой счет и оформляется, но только по согласию с руководителем компании.

Так в частности, согласно норм, определенных ст.128 ТК РФ, сотрудник имеет право подать заявление с просьбой об освобождении от непосредственных обязанностей на рассмотрение руководителя в любое время. В свою очередь директор обязан его рассмотреть и предоставить согласие уже исходя их производственной необходимости и собственно причины, которая побудила труженика просить о срочном освобождении.

Также в порядке федерального законодательства такой вид освобождения от работы, но уже в качестве льготы, предусмотрен и для некоторых категорий тружеников, которые заслужили право на дополнительный отдых посредством многолетнего труда либо особой специфики занятости, что актуально для тех же государственных служащих, которым отпуск предоставляется в порядке ФЗ №79.

Основания и условия предоставления

В большинстве случаев административный отпуск предоставляется только по согласованию с руководством, но для некоторых категорий граждан, относящихся к льготным, либо в некоторых случаях, отдельно предусмотренных законом, освобождение от работы предполагается автоматически и в любое время.

В частности, в порядке норм ст.128 ТК РФ админотпуск должен быть предоставлен следующим лицам:

  • ветеранам ВОВ, а также гражданам, приравненным к ним и являющимся ветеранами боевых действий;
  • сотрудникам, продолжающим трудовую деятельность после оформления пенсионного пособия;
  • вдовам и родителям, погибших военнослужащих или сотрудников правоохранительных органов;
  • инвалидам всех групп без исключения;
  • афганцам;
  • героям соц. труда;
  • педагогам, но только при наличии стажа более 10 лет;
  • государственным и муниципальным служащим;
  • ликвидаторам последствий на ЧАЭС;
  • ветеранам труда, но только в случае, если оговоренное условие предусмотрено нормами регионального законодательства.

При этом в порядке оговоренной нормы освобождение от обязанностей также предполагается в случае безвременной кончины родственника, а также на период регистрации брачных отношений либо рождении малыша.

Также в рамках закона положен админотпуск и в следующих случаях:

  • при поступлении в ВУЗ для сдачи экзаменов, а также подготовке к защите диплома в соответствии со ст.173-174 ТК РФ;
  • для покрытия разницы между ежегодным отпуском по основному и дополнительному месту занятости, что актуально для совместителей в порядке ст.286 ТК РФ;
  • для совместного отдыха с супругом, который является военным в случае, если его плановый отдых имеет большую протяженность (ст.11 ФЗ №76).

И на основании ст.263 ТК РФ безоплатное освобождение от работы может быть предоставлено и родителям ребенка-инвалида либо иным категориям тружеников, но только в случае, если данная норма оговорена в локальных актах компании, к примеру, в том же договоре, принятом коллективно либо в Положении об отпусках.

Ограничения в протяженности

В порядке ст.128 ТК РФ протяженность отпуска прежде всего регулируется по согласованию с работодателем, который, как правило, исходит из производственной необходимости, что, по сути, означает, что граничной продолжительности данного вида освобождения от трудового процесса законом не предусмотрено.

При этом в порядке ст.121 ТК РФ период пребывания в административного отпуске влияет на протяженность ежегодного, для исчисления которого к учету принимается только 14-дневное отсутствие на протяжении года, в то время как остальные дни не учитываются. То есть труженик может уйти в отпуск без оплаты и на полгода, при этом зная, что его основной будет составлять меньшую протяженность за минусом 2,33 дня за каждые 30 дней отсутствия.

А вот в отношении льготных категорий тружеников, законом продолжительность админотпуска регламентирована, учитывая, что данный вид освобождения предоставляется для отдыха и, следовательно, компания не имеет права его уменьшать даже с учетом производственных процессов.

Так в частности, отпуск без оплаты предоставляется следующей протяженности:

  • до 35 дней в отношении ветеранов ВОВ и участников боевых действий (ФЗ №4301-1 ст8);
  • до двух недель в год лицам, оформившим пенсионное пособие (ст.128 ТК РФ);
  • до двух недель вдовам и родителям военных;
  • до 60 дней лицам с ограниченными физическими возможностями;
  • до 35 дней афганцам;
  • до 5-ти дней в случае рождении малыша либо для регистрации брачных отношений.

При этом  в отдельных случаях, регламентированных законом, освобождение от обязанностей предполагается на следующий период:

  • 15 дней для сдачи экзаменов при поступлении в ВУЗ в порядке ст.173-174 ТК РФ;
  • разницы в протяженности ежегодных отпусков, которые в порядке ст.286 ТК РФ совместителям должны оформляться в одно и то же время;
  • разницы в длительности отпусков военных и их жен на основании ст.11 ФЗ №76;
  • 12 месяцев в отношении педагогов, которые имеют педагогический стаж не менее 10 лет;
  • года в отношении гос. служащих, которые в рамках ст.46 ФЗ №79 имеют право на достаточно продолжительный отдых для того же занятия научной деятельностью;
  • 14 дней для родителей малышей- инвалидов.

В случае болезни

В соответствии с нормами закона каждый труженик имеет право на полноценный отдых в течение 28 дней и более, что актуально для ежегодного и дополнительных отпусков. Если же на протяжении отсутствия на рабочем месте сотрудник заболеет, в порядке ст.124 ТК РФ оговоренный вид отдыха подлежит продлению на количество дней нетрудоспособности.

При этом данная норма предусмотрена только для основных периодов отдыха и на другие случаи освобождения от непосредственных обязанностей не распространяется, не зависимо от вида отдыха и категории лиц. То есть, если сотрудник заболеет на протяжении отпуска без оплаты, данный период продлению не подлежит, учитывая, что админотпуск используется для разрешения вопросов личного характера, а не для отдыха.

Более того, согласно ст.9 ФЗ №255 время пребывания на больничном не только не оказывает влияние на продолжительность отпуска за счет сотрудника, но и не подлежит оплате, в связи с тем, что труженику не требуется освобождение от непосредственных обязанностей. При этом, если больничный труженика будет продолжаться и после окончания безоплатного освобождения от работы, период нетрудоспособности, совпавший уже с рабочими днями, оплачен будет.

Подсчет трудового стажа в этом периоде

В рамках закона, стаж занятости любого сотрудника исчисляется с момента заключения договора о совместном сотрудничестве до прекращения правоотношений, независимо от протяженности ежегодных и административных отпусков, а также иных случаев освобождения от непосредственных обязанностей.

При этом пребывание в админотпуске имеет значение при расчете иных периодов, а именно, ежегодного отпуска и льготного стажа.

Так в частности, в порядке ст.121 ТК РФ при исчислении периодов занятости для расчета количества дней ежегодного периода отдыха к учету принимается только две недели отдыха без оплаты в год, в то время как остальные дни освобождения от работы исключаются.

А при расчете льготного стажа учитываются все периоды труда, на протяжении которых труженик исполнял обязанности во вредных или особых условиях, за исключением всех иных периодов, в число которых входили не только все дни нетрудоспособности и ежегодных отпусков, но и административные.

То есть по сути, в общий стаж пребывание в административном отпуске войдет, независимо от протяженности оговоренного вида отдыха, а вот в льготный стаж нет, учитывая, что для данного вида занятости актуальны только те периоды, на протяжении которых труженик исполнял свои непосредственные обязанности.

Об особенностях предоставления периода освобождения от рабочего процесса без сохранения заработной платы смотрите в следующем видеосюжете: 

 

0

Автор публикации

не в сети 3 часа

GarryB83

0
Комментарии: 0Публикации: 1302Регистрация: 17-07-2018