Существенный недостаток технически сложного товара
Трудно представить себе жизнь без автомобилей, компьютеров, холодильников, телевизоров, микроволновых печей и т.п. Эти предметы нам значительно облегчают жизнь, делают ее комфортной и легкой. Однако они же могут нам доставлять множество хлопот и неудобств. Ведь на рынке достаточное количество некачественных товаров, откровенного брака, недобросовестных производителей.Что делать покупателю, если обнаруживается неисправность, брак, существенный недостаток или неоднократные поломки? Для начала определимся с понятиями. Что такое технически сложный товар? Технически сложный товар (ТСТ)- это бытовые приборы длительного пользования, которые имеют сложное внутреннее устройство и функционируют от различных источников энергии. Технически сложный товар предполагает наличие инструкции к использованию, правила мер предосторожности и пр. Этим он отличает от обычных товаров. Перечень технически сложных товаров (ТСТ) определяется постановлениями правительства: Летательные аппараты с электродвигателем (двигателем внутреннего сгорания — ДВС), вертолеты, легкие самолеты. Любые транспортные средства с электродвигателем и ДВС для передвижения по общественным дорогам — мотоциклы, автомобили, мотороллеры и пр. Любое оборудование и машины для сельского хозяйства с ДВС, электродвигателем — мотоблоки, тракторы, мотокультиваторы и пр. Транспортные средства, используемые для передвижения по снегу — снегоходы и пр. Плавучие транспортные средства с ДВС- катера, спортивные, прогулочные, туристские суда, яхты, лодки. Оборудование беспроводной связи и навигации (спутниковой связи в том числе) с 2-мя и более функциями и имеющими сенсорный экран. Струйные и лазерные МФУ, мониторы с цифровым БУ (блоком управления). Компьютеры, ноутбуки, ПЭВМ, системные блоки. Игровые приставки с цифровым БУ, комплекты спутникового телевидения. Телевизоры, кинооборудование с цифровым БУ, цифровые видеокамеры и фотокамеры, объективы к ним. Бытовая техника — морозильные камеры, холодильники, электроплиты и комбинированные плиты, кофемашины, духовые шкафы (комбинированные и электрические), посудомоечные и стиральные машины, водонагреватели с электродвигателем, кондиционеры. Существенный недостаток товара — это ПОЛОМКА ТОВАРА, НЕ ПОЗВОЛЯЮЩАЯ ЕГО ЭКСПЛУАТИРОВАТЬ вообще, либо на очень длительный период. Законодатель в качестве существенного недостатка приводит такие описания: невозможность ремонта; неоднократность поломок разных функций и частей; поломка одной и той же функции или части, которая возникает вновь после её устранения; дороговизна стоимости ремонта или длительность его времени проведения и т.п. Полномочия потребителя при существенном недостатке Полномочия потребителя при существенном недостатке технически сложного товара отличаются от прав потребителя при обычном недостатке. Если у ТСТ имеется обыкновенный дефект, то владелец товара продавцу может предъявить ограниченные претензии. Так не получится требовать возврата денег за ТСТ, обмена товара на такой же или другой марки с перерасчетом цены, уценки и т.п. Хозяин покупки может рассчитывать на ремонт или денежные средствв за его ремонт. Более наглядно это представляется в таблице: Требования к продавцу ТСТ с обыкновенным недостатком ТСТ с существенным недостатком Возврат денежных средств, уплаченных за товар Не предъявляется Предъявляется Обмен на такой же товар Не предъявляется Предъявляется Обмен на товар другой марки с перерасчетом стоимости Не предъявляется Предъявляется Снижение стоимости Не предъявляется Предъявляется Бесплатный ремонт Предъявляется Предъявляется Компенсация стоимости ремонта Предъявляется Предъявляется Однако если неполадка в товаре выявлена в течение 15 дней с момента приобретения, то покупатель может предъявить любое требование. Но по истечении указанного срока, только требования согласно таблице. Как определить существенный ли недостаток? Потребитель не должен точно устанавливать существенность дефекта технически сложного товара. Достаточно заявить о существенном недостатке, а уж правда это или нет забота продавца. Если товар неоднократно ломался или из строя вышла главная и дорогостоящая составная часть, например, материнская плата у ноутбука, компрессор у кондиционера, устройство помола бобов у кофемолки, то существенность неисправности налицо. В других случаях необходимо ориентироваться на личный жизненный опыт, элементарные знания и т.п. Допустим, у холодильника сломалась дверная ручка, у автомобиля генератор, у компьютера клавиатура, то конечно, это будет простой недостаток качества товара. При любых сомнениях достаточно просто обратиться к продавцу с проблемой и заявить о желании распорядиться судьбой товара. Продавец сам проведет проверку и сообщит о результатах. С этой проверкой можно не согласиться. Тогда продавец обязан провести за свой счет независимую экспертизу товара. При ней, как и при проверке товара, покупатель вправе присутствовать. Результаты независимой экспертизы, как правило, являются наиболее авторитетное мнение в определении характера поломки. Но и в этом случае собственник товара может несогласиться и в судебном порядке оспорить заключение. Способы реализации правомочий потребителя При возникновении поломки хозяину товара не следует медлить с претензией к продавцу. Так как, пропустив 15 дневной срок с момента покупки, покупатель лишается возможности предъявления широкого перечня требований к продавцу. Если речь уже не идет о 15 дневном сроке все равно не стоит медлить, так как срок предъявления претензий ограничивается гарантийным сроком на товар. Если этот срок будет упущен, то доказывать причину поломки должен потребитель. Все диалоги с продавцом следует вести в письменной форме. А именно требование потребителя должно быть оформлено заявлением, в котором содержаться: кому адресовано заявление; кто заявитель; о каком товаре идет речь; какая поломка обнаружена; сведения о гарантийном сроке; формулировка требований потребителя; дата обращения и дата предоставления товара. Важно, что бы сломанный товар был опечатан в присутствии покупателя, и на пломбах стояла подпись хозяина товара. Это позволит избежать несанкционированного доступа к внутренностям товара с целью имитации их поломки в связи с несоблюдением правил эксплуатации (то есть переложить вину на потребителя). При передаче товара нужно требовать от продавца составление акта о приемке товара, в котором детально описывается состояние товара на момент передачи. Если в удовлетворении требований отказано, необходимо также в письменном виде требовать пояснения отказа. В случае предоставлении пояснений, с которыми нельзя согласиться, следует требовать проведение независимой экспертизы с правом участия при ее проведении. Владелец товара вправе присутствовать при всех действиях эксперта, задавать вопросы относительно недостатка товара, знакомиться с составляемыми документами. При неудовлетворительном заключении экспертизы покупатель может обратиться в суд с иском к продавцу. В иске описываются события по покупке товара, по предъявлению претензии, приводятся доводы о несогласии с заключением экспертизы и выдвигаются требования к продавцу. На этом этапе желательно обратиться за помощь к квалифицированному специалисту, так как необходимо комплексно знать тонкости судебного процесса и законодательства о защите прав потребителей. Есть еще один способ реализации полномочий. После подачи заявления продавцу и получения отказа сразу обратиться в комитет по защите прав потребителей. Такое обращение бесплатное и есть гарантия, что Вашим вопросом будут заниматься профессионалы. Часто задаваемые вопросы потребителей Можно ли перед обращением к продавцу самому провести независимую экспертизу качества товара? Да, законом это не запрещено. Однако это не всегда является рациональным. Во-первых, срок обращения с требованием начинается течь с момента обращения к продавцу, а не к эксперту. Во-вторых, заключение экспертизы не является обязательным для продавца, поэтому процедура проверки товара и назначение экспертизы со стороны продавца окажется неизбежной. В-третьих, продавцы не всегда занимают агрессивную позицию и при первоначальном обращении к продавцу требования могут быть удовлетворены в добровольно порядке, и тогда расходы на проведение экспертизы остаются за потребителем. Предъявление требований о существенных недостатках сложно технического товара может производится только к продавцу? Нет, возможно предъявление отдельных требований и к изготовителю, сервисному центру, импортеру. От изготовителя, авторизованного сервисного центра, импортера можно требовать безвозмездного ремонта; компенсации ремонта, произведенного третьим лицом или потребителем; замена на такой же товар или возврат уплаченных денег. Требование можно предъявить одновременно все указанным субъектам, однако требование должно быть единым. Если товар тяжелый и габаритный, как предъявлять требование продавцу? Сначала необходимо написать заявление о недостатке и предоставить продавцу. Если товар габаритный или весит более 5 килограмм, то обязательства по доставке товара для проверки, проведения независимой экспертизы возлагаются на продавца за его счет и его силами. По факту передачи товара составляет отдельный акт с указанием действительной даты передачи. Если по требованию потребителя будет произведен ремонт товара, то возврат товара потребителю также производится за счет продавца.
Источник: http://juresovet.ru/sushhestvennyj-nedostatok-texnicheski-slozhnogo-tovara/
Удаляя эту ссылку Вы нарушаете закон РФ «Об авторском праве».