Ответственность за ложные порочащие сведения о товарном знаке

«Обзор практики рассмотрения судами дел по спорам о защите чести, достоинства и деловой репутации«, утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 16.03.2016 года (извлечение):

14. Распространение ложных сведений о товарном знаке, под которым производится продукция истца, умаляет деловую репутацию истца, хотя бы сам истец не был назван в публикации.

Предприятие обратилось в суд с иском к редакции газеты о защите деловой репутации и опровержении ложных порочащих сведений, распространенных в отношении товарного знака, под которым истец производит питьевую воду. Предприятие ссылалось на то обстоятельство, что оно является правообладателем соответствующего товарного знака и выпускает продукцию под этим знаком.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции указал, что наименование предприятия не упоминается в оспариваемой публикации, следовательно, распространенные сведения не относятся к истцу.

Суд апелляционной инстанции решение отменил, иск удовлетворил по следующим основаниям.

Отсутствие в публикации точного наименования истца не свидетельствует само по себе о том, что высказывание к нему не относится. Вместе с тем простого предположения или субъективного восприятия высказывания как ложного и порочащего недостаточно для обоснования того, что истец был непосредственным объектом критики и (или) что его деловой репутации причинен вред.

Товарный знак представляет собой обозначение, используемое для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, таким образом, он неразрывно связан с лицом, которое производит товары, маркируемые соответствующим знаком. При этом не имеет значения, что конкретный производитель товара может быть неизвестным потребителю, для него имеет значение качество продукции под конкретным товарным знаком.

Таким образом, распространение ложных порочащих сведений о товарном знаке умаляет деловую репутацию производителя соответствующей продукции, влечет потерю покупательского интереса к его товарам и возникновение у него убытков <1>.
———————————
<1> Аналогичная позиция отражена, например, в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 23 марта 2015 г. по делу N А40-54340/14.


Другие разъяснения, содержащиеся в Обзоре:

  1. Когда спор юридических лиц или ИП о защите деловой репутации рассматривает суд общей юрисдикции?
  2. Дела о защите деловой репутации в сфере предпринимательской деятельности рассматривают арбитражные суды
  3. Доказательства факта распространения сведений, порочащих честь и достоинство
  4. Иск о защите чести, достоинства и деловой репутации подлежит удовлетворению при наличии трех условий
  5. Когда вывод суда о порочащем характере сведений должен быть основан на заключении эксперта, специалиста
  6. Оценочные суждения, мнения и защита чести, достоинства и деловой репутации
  7. Если распространенные «порочащие» сведения в целом соответствуют действительности
  8. Пределы допустимой критики шире в отношении правительства, чем простого лица или даже политика
  9. Суд отказывает в иске о защите чести и достоинства, если оспариваются сведения, изложенные в обращении в орган власти
  10. СМИ не отвечает за распространение порочащих сведений, ранее опубликованных другим СМИ
  11. Невозможно установить лицо, распространившее порочащие сведения — заявление рассматривается судом в порядке особого производства
  12. Ущерб деловой репутации организации причиняется порочащими сведениями в отношении ее руководителей и работников
  13. С иском о защите деловой репутации вправе обратиться правопреемник реорганизованного юридического лица, учредитель
  14. Ответственность за ложные порочащие сведения о товарном знаке
  15. Ложная информация о банкротстве и долгах наносит ущерб деловой репутации
  16. Владелец сайта обязан удалить порочащие и не соответствующие действительности сведения по заявлению потерпевшего
  17. Оспаривание не соответствующих действительности сведений, содержащихся в процессуальных документах
  18. Сумма компенсации морального вреда по делам о защите чести, достоинства и деловой репутации
  19. Взыскание убытков по делу о защите деловой репутации, если их точный размер невозможно установить
  20. Ответственность и за оскорбление по ст. 5.61 КоАП РФ и по статье 151 ГК РФ (компенсация морального вреда)