В настоящее время со стороны жильцов достаточно часто возникают вопросы по поводу легитимности проведения собраний собственников помещений в многоквартирных жилых домах, соответствием голосов в протоколе общего собрания фактическому участию собственников и т.д. Кто должен контролировать и регулировать данные процессы?

Действительно такая проблема имеет место быть. К нам часто обращаются как жильцы, так и управляющие компании по вопросам предъявления к оплате в одном и том же доме платежек от разных компаний. Такие ситуации, как правило, связаны с нежеланием организаций потерять многоквартирный жилищный фонд, в связи с чем в ход идут все средства, вплоть до самовольного захвата, подтасовки решений общего собрания собственников и т.д.

Действующее законодательство не дает четкого определения кто конкретно должен контролировать процесс правильности проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме, кроме собственно самих жителей. Сказано лишь, что любой из собственников имеет право обжаловать в судебном порядке решение, принятое общим собранием собственников в данном доме с нарушением требований Жилищного Кодекса РФ, в случае, если он не принимал участи в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы.

Тем не менее, в соответствии с п.2. ст. 44 Жилищного Кодекса РФ к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном жилом доме относится в том числе выбор способа управления. Учитывая, что в большинстве многоквартирных домов значительное количество квартир находится в муниципальной собственности, то вопросы не только принятия участия в собраниях собственников, но и осуществления контроля за соблюдением порядка его проведения (легитимности) должны осуществлять органы местного самоуправления, на чьей территории находится данный жилищный фонд.

Необходимо отметить, что согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2006 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. В связи с чем при возникновении возможных судебных решений об отмене выбранного способа управления по основаниям, связанным с нарушением порядка проведения собраний, его легитимности, последствия будут напрямую связаны с дальнейшей эксплуатацией жилищного фонда и организацией предоставления населению коммунальных услуг.

Поэтому органы местного самоуправления должны не только вести учет многоквартирных жилых домов, находящихся на своей территории, но и осуществлять контроль за выбором способа управления, наличием соответствующих протоколов решений общих собраний собственников.