4. Пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения

Как и признание права, данный способ защиты может применяться в сочетании с другими способами защиты, например взысканием убытков, или иметь самостоятельное значение. Так, в случае бездоговорного использования произведения его автор может потребовать как запрещения его дальнейшего использования, так и возмещения убытков, которые он понес в связи с таким использованием. Однако интерес автора может выражаться и в том, чтобы лишь прекратить (пресечь) нарушение его права на будущее время или устранить угрозу его нарушения. Так, писатель Б. потребовал прекращения использования отрывков из его произведения "В августе сорок четвертого" для чтения с эстрады. Свое требование автор обосновал тем, что читались произвольно взятые из произведения фрагменты детективного плана, не связанные с основным содержанием романа и его идейно-художественной направленностью. Специальным указанием Министерства культуры РСФСР было запрещено использовать роман Б. для публичного чтения с эстрады2. Типичными примерами реализации данного способа защиты в рассматриваемой сфере являются наложение запрета на выпуск произведения в свет, запрещение дальнейшего распространения произведения, запрет на использование перевода или переработки и др. Так, драматург Ф. потребовал через суд запретить публичное исполнение его пьесы "Арена", которое было организовано без его согласия агентством "Успех"3, а известный художник Ш. — запретить выпуск и распространение фирмой "Полиграм" контрафактных дисков и кассет с записью музыкальной программы "Владимир Высоцкий в записях Михаила Шемякина"4.

379


2 Клык Н.Л. Охрана интересов сторон по авторскому договору. Красноярск, 1987. С. 130.
3 Драматурги запрещают ставить свои спектакли под угрозой тюремного срока // Московский комсомолец. 1997. 6 декабря.
4 Публике давали слушать не те записи Высоцкого // Там же. 1998. 30 декабря.