ГЛАВА 2. СИСТЕМА РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

§ 1. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

1. История развития авторского права

Становление и развитие авторского права в России отличается значительным своеобразием по сравнению с историей авторского права западноевропейских стран и США. Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Столь позднее появление авторского права в нашей стране имело объективные основания: особенности общественно-политического устройства России и своеобразие ее исторического развития.

В силу исторических причин книгоиздательское дело в России вплоть до конца XVIII в. считалось государственной монополией. Первое разрешение на открытие частной типографии было выдано только в 1771 г. одновременно с введением цензуры на иностранную литературу. Некоему иностранцу Гартунгу была выдана привилегия на печатание книг в Петербурге, однако лишь на иностранных языках. Что касается книг на русском языке, то в Указе 1771 г. специально подчеркивалось: "На русском языке никаких книг, ни сочинений не печатать, дабы прочим казенным типографиям в доходах их подрыву не было"1. Общее законодательное разрешение на устройство частных, или, как их тогда именовали, "вольных", типографий во всех городах империи было дано лишь Указом от 15 января 1783 г., который, однако, как слишком либеральный в 1796 г. был отменен. Правда, уже в 1801 г. новый император Александр I вновь разрешает открывать частные типографии, но доминирующее положение государства в сфере издательского дела сохраняется вплоть до середины XIX в. Совершенно очевидно, что в условиях отсутствия конкуренции между издателями в России не было главных объективных предпосылок для появления авторского права.

На первых порах отношения авторов с издателями вообще не были предметом правового регулирования. Российскому законодательству было почти совершенно незнакомо распространенное на Западе представление об авторском праве как о частной привилегии, предоставляемой создателю произведения. Если привилегии на издание произведений в России и выдавались, то, как правило, не авторам, а издателям, в роли которых чаще всего выступали казенные учреждения, научные общества и иные юридические лица публичного

34

характера. Вознаграждение же, которое получали авторы, в большинстве случаев совершенно не было связано с изданием произведений, это были награды и подарки.

Важной особенностью авторского права России, свойственной ему почти на всем пути его исторического развития, была тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в России значительно раньше. Первоначально, выдавая издателям разрешение на печатание книг, цензура совершенно не интересовалась тем, обладают ли издатели соответствующими правами на произведения. Но участившиеся в первой четверти XIX в. случаи явного мошенничества со стороны отдельных издателей, в частности сознательное введение публики в заблуждение относительно авторов распространяемых книг, вынудили правительство принять соответствующие меры. В 1816 г. Министерством народного просвещения было издано распоряжение о том, чтобы при представлении рукописей на цензуру к ним прилагались доказательства прав издателя на подачу рукописи к напечатанию. Таким образом, с появлением указанного распоряжения вопрос о правах издателя впервые ставился в зависимость от авторского права создателя произведения.

Первый авторский закон в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 г. новый Цензурный устав содержал специальную главу, которая называлась "О сочинителях и издателях книг". Указанная глава, состоявшая всего из 5 статей, дополнялась более развернутым Положением о правах сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. По данному Закону, касавшемуся лишь литературных произведений, сочинитель или переводчик книги имел "исключительное право пользоваться всю жизнь свою изданием и продажей оной по своему усмотрению как имуществом благоприобретенным" (§ 1 Положения). Срок авторского права был установлен в 25 лет со дня смерти автора, после чего произведение "становилось собственностью публики" (§ 137 Цензурного устава). Защита авторского права ставилась в зависимость от соблюдения цензурных правил, поскольку "напечатавший книгу без соблюдения правил Цензурного устава лишался всех прав на оную" (§17 Положения).

В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах сочинителей, переводчиков и издателей, которое значительно дополнило правила 1828 г., решив вопросы об охране статей в журналах, частных писем, хрестоматий и т. д. Из числа принципиальных нововведений следует отметить прямое признание прав сочинителей правом собственности, а также возможность продления до 35 лет срока охраны произведения после смерти автора.

Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 и 1848 гг. было признано

35

право на музыкальную и художественную собственность. В 1875 г. срок защиты авторского права был увеличен до 50 лет. В 1877 г. правила об авторском праве были перенесены из Цензурного устава в Законы Гражданские (т. X, ч. 1 Свода законов Российской Империи) в виде приложения к ст. 420, содержащей общую характеристику права собственности.

К концу XIX в. стало совершенно очевидно, что частичные усовершенствования правил об авторском праве не в состоянии обеспечить эффективную защиту интересов авторов и пользователей произведений. К этому времени назрела необходимость принятия нового закона, который соответствовал бы потребностям времени и дал ответы на накопившиеся на практике вопросы. В 1897 г. Государственный Совет принял решение безотлагательно приступить к подготовке нового закона. Однако понадобилось более 13 лет для того, чтобы такой закон был принят 20 марта 1911 г. Он назывался "Положение об авторском праве" и был составлен на основе лучших образцов западноевропейских законодательств того времени с отражением, однако, традиционного для российского авторского права более низкого уровня охраны авторских прав. Закон содержал Общую часть, в которой раскрывались основные понятия — круг охраняемых объектов, срок действия авторского права, вопросы правопреемства, возможные нарушения авторских прав и средства защиты и т. п., а также отдельные главы, посвященные авторским правам на литературные, музыкальные, драматические, художественные, фотографические произведения. В особой главе регламентировались основные правила и условия издательского договора. Следует подчеркнуть, что многие правила Закона 1911 г. носили весьма прогрессивный характер. Так, в ст. 9 указывалось, что договоры об отчуждении авторского права относительно будущих произведений автора сохраняют силу на срок не свыше 5 лет, хотя бы в договоре была установлена большая его продолжительность или бессрочность. Статья 33 впервые закрепила право авторов на перевод их произведений, которое действовало в течение 10 лет со дня издания произведения при условии подготовки автором перевода в течение 5 лет со дня издания оригинала. Законодатель отказался от конструкции "литературная и художественная собственность", заменив ее понятием "исключительные права" и т. д.

Таким образом, Закон 1911 г. явился значительным шагом в развитии авторского права России. Хотя он и не уравнял права российских авторов в полном объеме с правами авторов стран — участниц Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г., к которой Россия не присоединилась, однако все же вывел нашу страну на приемлемый для цивилизованного общества уровень регулирования творческих правоотношений.

36

Февральская буржуазно-демократическая революция 1917 г. не внесла каких-либо существенных изменений в авторское законодательство царской России, поскольку начатые Временным правительством масштабные законопроектные работы были прерваны в октябре 1917г.

Сразу же после Октябрьской революции прежнее гражданское законодательство России, включая и Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Первым советским законом в рассматриваемой области был Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве"1. В соответствии с данным актом Народной комиссии по просвещению было предложено немедленно приступить к широкой издательской деятельности и, учитывая книжный голод в стране, выпустить в первую очередь дешевые издания русских классиков. Декрет предоставил комиссии право объявлять государственную монополию сроком не более чем на 5 лет на сочинения, подлежащие изданию. При этом объяснялось, что эти произведения переходят таким образом "из области частной собственности в область общественную". На практике указанные действия были осуществлены в отношении произведений 23 русских писателей, уже умерших к этому времени.

Та же линия была продолжена Декретом Совета народных комиссаров (СНК) от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием"2. Он предоставлял возможность признавать достоянием РСФСР уже любые произведения — опубликованные и неопубликованные, произведения умерших и живых авторов, произведения литературные, музыкальные, научные и т.д. За использование произведений, объявленных достоянием государства, организации-пользователи обязывались выплачивать авторам гонорар по установленным ставкам. Права наследников умерших авторов, по общему правилу, не признавались, что согласовывалось с Декретом СНК от 28 апреля 1918 г. "Об отмене наследования"3. Правда, наследникам гарантировалось содержание в размере прожиточного минимума, хотя ни круг наследников, ни срок действия наследственных прав не оговаривались. Пользуясь предоставленными ему полномочиями, Наркомпрос РСФСР объявил достоянием государства произведения 47 писателей и 17 композиторов. За авторами произведений, не объявленных достоянием государства, сохранялись все права по распоряжению ими.

Из числа актов, принятых в тот же период, следует отметить также Декрет СНК от 10 октября 1919 г. "О прекращении силы договоров на

37

приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства"1, который объявил недействительными все договоры издательств с авторами, по которым произведения перешли в полную собственность издательств. Было установлено, что впредь издательства могут приобретать у авторов только право на издание произведения, причем на ограниченный издательским договором срок.

Таким образом, авторское право периода "военного коммунизма" характеризовалось коренной ломкой прежнего авторского права и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся с большевистскими взглядами.

Следующий этап развития российского авторского права в советский период связан с действием Основ авторского права 1925 и 1928 гг.2, а также принятого в их развитие Закона РСФСР "Об авторском праве" от 8 октября 1928 г.3. Указанные акты хотя и предусматривали возможность принудительного выкупа авторского права на всякое произведение по решению Правительства СССР или союзной республики, однако рассматривали это как исключительную меру, которая на практике почти не применялась. За всеми авторами признавалось исключительное право на созданные ими произведения, которое по Закону 1925 г. имело силу в течение 25 лет с момента первого издания или первого публичного исполнения произведения, а с 1928 г. стало в отношении большинства произведений пожизненным правом автора. Предусматривался и переход авторских прав к наследникам на период 15 лет после смерти автора. Использование произведений допускалось не иначе как на основе договоров с авторами, условия которых достаточно детально регулировались законом. Вместе с тем Основы авторского права содержали весьма обширный перечень случаев свободного использования произведений. Так, не считались нарушениями авторского права перевод произведения на другой язык; использование чужого произведения для создания нового произведения, существенно от него отличающегося; публичное исполнение чужих опубликованных произведений с выплатой автору гонорара и др.

Таким образом, Основы авторского права и Закон РСФСР "Об авторском праве" вполне отвечали духу своего времени. Конечно, круг предоставляемых советским авторам прав не шел ни в какое сравнение с правами, которые гарантировались авторам государствами — участниками Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений 1886 г. Однако по сравнению с периодом "военного коммунизма" данный этап следует рассматривать как период

38

постепенного восстановления и расширения охраны авторских прав. Юридико-технические качества Основ 1928 г. были достаточно высоки: не случайно многие их правила были перенесены практически без изменений в последующее законодательство.

В начале 60-х годов в ходе проводившейся в тот период кодификации законодательства было решено включить законодательство об авторском праве в качестве самостоятельного раздела в Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик и в гражданские кодексы союзных республик. В этой связи ранее действовавшие нормы авторского права были существенно пересмотрены в направлении дальнейшего расширения прав авторов, укрепления их позиций в отношениях с организациями, использующими их произведения, некоторого сокращения перечня изъятий из авторского права и т.д. В 1973 г., когда Советский Союз стал участником Всемирной (Женевской) конвенции об авторском праве 1952 г., в советском законодательстве было впервые закреплено право автора на перевод произведения, до 25 лет возрос срок действия авторского права после смерти автора, расширен круг субъектов авторского права и т.д. Внесенные изменения получили широкую поддержку творческой интеллигенции и ученых. Подавляющее большинство специалистов начиная с конца 70-х годов высказывалось за необходимость дальнейшего сближения советского авторского права с принципами регулирования авторских отношений в большинстве развитых стран. В этих целях предлагалось привести авторское законодательство в соответствие с требованиями основных международных конвенций, в частности, устранить из него такие случаи свободного использования произведений, как их использование в кино, на телевидении, радио и т.д. О своем желании и готовности подписать Бернскую конвенцию и Парижскую редакцию Женевской конвенции не раз заявляло Правительство СССР. С учетом того, что данный вопрос считался уже в принципе решенным, был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.1.

Основы гражданского законодательства 1991 г. исключили свободное использование произведений в кино, на радио и телевидении, а также публичное исполнение опубликованных произведений без согласия их авторов, расширили круг охраняемых произведений, продлили срок действия авторского права до 50 лет после смерти автора, впервые ввели охрану так называемых "смежных" прав и т. п. Эти и иные нововведения Основ получили широкую поддержку специалистов по авторскому праву. Планировалось, что положения Основ

39

гражданского законодательства будут развиты в соответствующих разделах гражданских кодексов республик или в специальных законах об авторском праве, проекты которых уже разрабатывались в ряде республик.

Основы гражданского законодательства 1991 г. должны были вступить в действие с 1 января 1992 г., однако в связи с распадом Советского Союза, окончательно оформившимся в декабре 1991 г., этого не произошло. В новых условиях некоторые независимые государства — субъекты бывшего СССР, в частности Казахстан, учитывая, что их гражданские кодексы в значительной степени устарели, приняли решение о применении Основ гражданского законодательства на своей территории. В Российской Федерации Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г. в соответствии с постановлением Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. "О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы"1.

Параллельно развернулась работа по подготовке специальных законодательных актов, посвященных регулированию авторских правоотношений. Первым был принят Закон РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных" от 23 сентября 1992 г., вступивший в силу 20 октября 1992 г.2. 3 августа 1993 г. вступил в действие Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г.3, с принятием которого на территории РФ перестал применяться раздел V Основ гражданского законодательства 1991 г.

40


1 Краткие исторические сведения о петербургских типографиях с 1771 г СПб, 1895 С. 17.
1 СУ РСФСР. 1918. №14. Ст. 201.
2 СУ РСФСР 1918. №86. Ст. 900.
3 СУ РСФСР 1918. № 34. Ст. 456.
1 СЗ РСФСР. 1919. № 51. Ст. 492.
2 СЗ РСФСР. 1925. № 7. Ст. 67;1928. № 27; Ст; 246;
3 СЗ РСФСР; 1918; № 132; Ст; 861;
1 Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
1 Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 30. Ст. 1800.
2 Там же. № 42. Ст. 2325.
3 Там же. 1993. № 32. Ст. 1242; СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2866.