§ 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН ЗА НАРУШЕНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА
1. Общие положения
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей по авторскому договору стороны несут ответственность. Ответственность по авторскому договору является одним из видов гражданско-правовой ответственности. Поэтому она может быть определена как мера государственного принуждения имущественного характера, применяемая в целях восстановления нарушенного состояния и удовлетворения потерпевшей стороны за счет стороны, нарушившей договорную обязанность. Реализация ответственности за нарушение авторского договора происходит в рамках особого охранительного правоотношения, возникающего между потерпевшим и лицом,
302
нарушившим обязательство. Указанное охранительное правоотношение имеет, однако, ряд существенных особенностей по сравнению с иными гражданско-правовыми отношениями охранительного характера, которые определяются спецификой нарушенных прав и положением сторон договора.
Прежде всего ответственность по авторскому договору, как и всякая другая гражданско-правовая ответственность, выражается в применении к нарушителю мер государственного принуждения. Сторона договора, права и законные интересы которой нарушены контрагентом, может потребовать через суд принудительного осуществления своих прав. Специфика ответственности за нарушение авторского договора заключается в том, что спектр возможных мер принуждения здесь значительно уже, чем в других гражданско-правовых обязательствах. Основные обязанности сторон по авторскому договору не могут быть исполнены под принуждением. Нельзя принудить автора создать и представить произведение, внести в него исправления и т. п., равно как невозможно, например, заставить организацию-заказчика начать использование произведения. Поэтому принуждение ограничивается в данной сфере обычно расторжением договора и возвращением сторон в первоначальное положение, взысканием убытков и некоторыми другими мерами.
В соответствии с наиболее распространенным в российской правовой доктрине взглядом на сущность гражданско-правовой ответственности она всегда должна быть связана с возложением на нарушителя каких-либо дополнительных имущественных обременении в виде лишения его определенных имущественных прав или возникновения для него новых имущественных обязанностей. Поэтому, например, не считаются ответственностью принудительные меры, которые применяются к должнику для исполнения им тех обязанностей, которые лежали на нем в силу уже существующего обязательства, в частности, принудительное взыскание долга, устранение недостатков, обнаруженных в выполненной работе, и т. п. В этих случаях должник не несет никаких имущественных потерь, а лишь выполняет под принуждением то, что он должен был исполнять добровольно.
Если с этих позиций оценить те меры воздействия на нарушителей, которые применяются в авторских договорах, то окажется, что основные из применяемых в данной сфере санкций мерами ответственности в общепринятом смысле не являются. В самом деле, принудительное взыскание обусловленного договором гонорара, возврат аванса в связи с непредставлением произведения, одностороннее расторжение договора в связи с допущенным нарушением и т. д. — все эти меры не возлагают на нарушителя каких-либо дополнительных обременении и потому в точном смысле ответственностью считаться не могут. Справедливость данного вывода признается большинством специалистов
303
по авторскому праву. Однако при этом многие ученые предлагают учитывать специфику авторских отношений и исходить в рассматриваемой сфере из более широкого понимания ответственности, включая в нее любые меры, оказывающие на нарушителя неблагоприятное воздействие. Так, та же обязанность возвратить полученный по договору аванс, хотя и не является для автора дополнительным обременением, но, безусловно, имеет для него отрицательное значение. Точно так же досрочное расторжение договора может иметь негативное последствие для пользователя, поскольку затраченные им усилия на подготовку использования произведения оказываются напрасными. Конечно, в теоретическом отношении подобная трактовка ответственности является достаточно уязвимой, однако в практическом плане с такой позицией вполне можно согласиться.
Как и всякая другая гражданско-правовая ответственность, ответственность по авторскому договору имеет своей основной целью восстановление нарушенных прав и законных интересов потерпевшей стороны за счет нарушителя. Принудительное взыскание не выплаченного по договору гонорара, требование возврата аванса, возмещение убытков и другие применяемые в данной сфере меры воздействия обращены не на личность нарушителя, а на его имущество и выполняют восстановительную (компенсационную) функцию. В новом авторском законодательстве указанная функция ответственности в рассматриваемой сфере значительно усилилась. Если ранее объем ответственности ограничивался определенными рамками, в частности размером полученного или причитающегося гонорара, то сейчас сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по авторскому договору, по общему правилу, обязана возместить убытки в полном объеме, включая упущенную выгоду.
Важной особенностью ответственности за нарушение авторского договора является то, что ответственность автора, с одной стороны, и ответственность пользователя, с другой стороны, не совпадают между собой ни по основаниям, ни по объему. В частности, ответственность автора основывается на общем принципе ответственности за вину и в авторских договорах заказа ограничивается обязанностью возместить реальный ущерб, причиненный заказчику. Иные убытки, возникшие у заказчика, в частности упущенная выгода, возмещению не подлежат. Что же касается пользователя, то он в большинстве случаев несет ответственность независимо от своей вины в неисполнении обязанностей по договору (п. 3 ст. 401 ГК РФ), причем отвечает перед автором в полном объеме.
Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" отказался от той жесткой регламентации ответственности сторон по авторскому договору, которая была характерна для прежнего законодательства. Напомним, что ГК РСФСР 1964 г. и типовые авторские договоры подробно регулировали основания, форму и объем ответственности,
304
практически не оставляя места для проявления свободы воли сторон. Новое авторское законодательство передает практически все эти вопросы на усмотрение самих сторон, устанавливая лишь предельный размер ответственности автора по авторскому договору заказа. Это означает, что стороны могут предусматривать в авторском договоре любые основания и формы ответственности. В частности, по соглашению сторон могут вводиться штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых обязательств. Данный вывод вытекает из гражданско-правового характера авторского договора и соответственно возможности применять в нем любые предусмотренные гражданским законодательством меры ответственности, не противоречащие природе данного договора. Стороны самостоятельно определяют, далее, и те нарушения, которые могут служить основанием для применения предусмотренных договором санкций. В этой связи необходимо отметить, что ниже будут рассмотрены те наиболее типичные нарушения обязанностей по авторскому договору и следующие за ними санкции, которые наиболее часто встречаются на практике. Ранее они были прямо указаны в законодательстве и не требовали специального упоминания о них в конкретных авторских договорах. Ныне действующее законодательство предполагает согласование сторонами как принимаемых ими на себя обязательств, так и последствий их неисполнения или ненадлежащего исполнения. Поэтому то, о чем пойдет речь ниже, нужно оценивать лишь как возможное решение вопроса об ответственности сторон за нарушение договорных обязательств.
305