3. Право на защиту репутации автора
Как создатель произведения, автор несет всю ответственность за содержание и художественные достоинства достигнутого им творческого результата. Поэтому он заинтересован в том, чтобы его произведение было обнародовано, а также использовалось в дальнейшем именно в том виде, в котором автор признал его достойным для представления обществу. В сохранении творческой индивидуальности автора, нашедшей отражение в созданном им произведении, заинтересовано и общество в целом. В связи с этим с момента создания произведения за его автором закрепляется право на защиту произведения, включая его название, от всякого искажения или иного посягательства, способного нанести ущерб чести и достоинству автора (ст. 15 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").
206
В ранее действовавшем законодательстве подобное право именовалось правом на неприкосновенность произведения. Новое его название — "право на защиту репутации автора" — на первый взгляд, звучит несколько непривычно, однако более точно отражает сущность рассматриваемого права. Кроме того, оно совпадает с наименованием, которое используется Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений, а также законодательством многих западноевропейских стран.
Содержание данного права состоит в том, что при издании, публичном исполнении или ином использовании произведения воспрещается без согласия автора вносить какие-либо изменения как в само произведение, так и в его название и, кроме того, в обозначение имени автора. Воспрещается также без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями. Как видим, с одной стороны, право на защиту репутации автора охватывает собой запрещение вносить в произведение любые изменения. В частности, нельзя без согласия автора сокращать объем произведения, изменять или заменять его отдельные главы, нарушать целостность произведения и т.п., хотя бы, по мнению пользователя, такие изменения и улучшали произведение. Запрет на внесение изменений касается любых элементов произведения, хотя в самом законе упоминается лишь его название. Без согласия автора нельзя изменять или исключать из произведения авторские посвящения, эпиграфы, аннотации и т.п. С другой стороны, право на неприкосновенность означает, что с автором должны согласовываться любые дополнения созданного им произведения. В ГК РСФСР 1964 г. прямо указывалось, что воспрещается без согласия автора снабжать произведение при его издании иллюстрациями, предисловиями, послесловиями, комментариями и какими бы то ни было пояснениями (ст. 480). Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" таких конкретных указаний не содержит, однако не оставляет сомнений в том, что подобные действия могут совершаться только с согласия автора. Например, требуется обязательное согласие автора на опубликование в печати его статьи или заметки с так называемым редакционным комментарием.
Как отмечается в литературе, рассматриваемое право имеет две стороны — негативную, выражающуюся в запрете, адресованном третьим лицам, и позитивную, выражающуюся в действии самого автора по изменению и дополнению созданного им произведения1. При этом предлагалось перенести акцент с права автора требовать определенного поведения от обязанных лиц (запретительная функция) на активные действия самого автора и именовать данное право "правом
207
автора на придание произведению окончательной формы при использовании"1. Указанное предложение ни в литературе, ни у законодателя поддержки не получило, поскольку убедительных доводов в его пользу приведено не было.
Право на защиту произведения от искажения, возникающее с момента его создания и прекращающееся со смертью автора, имеет особое значение на стадии подготовки произведения к обнародованию. На данном этапе автор, как правило, работает в тесном контакте с организацией, которая будет издавать, публично исполнять или иным образом использовать его произведение. В частности, при подготовке рукописи к изданию в нее вносится редакторская правка, решается вопрос о размещении материала, снабжении рукописи иллюстрациями, справочным аппаратом, комментариями и т. п. При этом действует непременное правило: любые изменения в рукопись могут вноситься только с согласия автора. Свое согласие автор обычно выражает путем подписания авторского экземпляра и верстки. При этом не имеют значения существенность вносимых в произведение изменений, а также трудности связи редакции с автором. Изменения, вносимые в коллективное произведение, должны согласовываться с каждым из соавторов, если только соавторы не поручили ведение дел одному из них. Если автор (кто-то из соавторов) возражает против предлагаемых изменений, произведение не может быть использовано в измененном виде без его согласия. Авторы, согласившиеся с измененным вариантом произведения, не могут впоследствии отозвать свое согласие и требовать восстановления произведения в первоначальном виде.
В ранее действовавшем законодательстве право авторов на неприкосновенность их произведений гарантировалось типовыми авторскими договорами. Так, согласно п. 10 Типового издательского договора на литературные произведения издательство обязывалось по требованию автора предоставить ему возможность читать корректуру. Аналогичные гарантии содержались также в Типовом издательском договоре на произведения изобразительного искусства. Автору драматического произведения предоставлялось право присутствовать на всех репетициях, просмотрах и обсуждениях спектакля (п. 8 Типового постановочного договора). Автору сценария разрешалось принимать участие в работе съемочной группы для дачи консультаций режиссеру-постановщику и актерам по вопросам, связанным с трактовкой сцен, образов действующих лиц, обстановкой действия и т.д., участвовать в обсуждении киноматериала и законченного кинофильма (п. 15 Типового сценарного договора для художественных фильмов). Кроме того, киностудия была обязана познакомить сценариста с так называемым режиссерским сценарием, который мог быть утвержден и запущен в производство только будучи подписанным автором литературного сценария.
208
Поскольку действующее законодательство типовых авторских договоров как особых источников авторского права не выделяет, аналогичные гарантии целесообразно предусматривать в конкретных авторских договорах, заключаемых авторами с пользователями их произведений.
Право на защиту репутации автора, как и всякое субъективное право, имеет свои пределы. Закон предусматривает отдельные случаи, когда нарушение целостности произведения не расценивается как покушение на его неприкосновенность. Например, допускается цитирование в оригинале и в переводе в научных, исследовательских, полемических и информационных целях из правомерно обнародованных произведений в объемах, оправданных целью цитирования. Возможно воспроизведение в обзорах текущих событий в кино, на радио и по телевидению выпущенных в свет литературных и художественных произведений в объеме, соответствующем информационным целям. Во всех этих и подобных им случаях произведения используются не в том виде, который им придан авторами, однако нарушением права на защиту репутации автора это, по прямому указанию закона, не считается. Не рассматривается как нарушение данного права и творческая интерпретация произведения исполнителем или режиссером-постановщиком, если при этом не вносится изменений в форму и содержание произведения. Автор не может, ссылаясь на принадлежащее ему право на защиту репутации, воспрепятствовать созданию другими лицами соответствующих пародий и стилизаций, а также преградить дорогу критикам и комментаторам.
Одним из наиболее сложных и спорных вопросов, связанных с реализацией рассматриваемого права, является проблема его передаваемости от автора другим лицам. В законе данный вопрос ни прежде, ни в настоящее время четкого разрешения не получил. В литературе на этот счет имеются два прямо противоположных мнения. Одни ученые полагают, что данное право неотчуждаемо от личности автора и не может передаваться другим лицам ни по договору, ни по наследству, ни по каким-либо иным основаниям1. В практическом плане подобный подход оборачивается выводами о недействительности таких договоров, по которым авторы разрешают пользователям вносить изменения в свои произведения2, о том, что охрана неприкосновенности произведения наследниками является их обязанностью в силу закона3 и т. п.
209
По мнению другой группы ученых, связь права на неприкосновенность с личностью автора не настолько крепка, чтобы препятствовать передаче данного права иным лицам1. Как представляется, именно эта вторая точка зрения в большей степени соответствует смыслу действующего законодательства, а также практике его применения. В частности, возможность автора давать согласие на изменение своего произведения ранее была прямо закреплена ч. 3 ст. 480 ГК РСФСР 1964 г., а также вытекала из сути авторского лицензионного договора (ст. 503, 516 ГК РСФСР 1964 г.). Статья 29 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах" подчеркивает, что право на защиту репутации автора, как и право авторства, и право на имя, не переходят по наследству, но наследники вправе осуществлять защиту указанных прав2. Конечно, ставить знак равенства между принадлежащим автору правом на защиту произведения от искажения и переходящим к наследнику правом на его охрану было бы неверно. Очевидно, что первое шире второго. Автор может внести в произведение любые, даже самые существенные изменения. Принадлежащее наследникам право носит охранительный характер, так как наследники призваны обеспечить охрану неприкосновенности произведения. Однако совершенно ясно, что право наследников вытекает из соответствующего права автора. То, что на месте наследников по завещательному распоряжению автора может оказаться другое лицо, на которое возложена охрана права на защиту репутации, вопреки утверждениям некоторых специалистов3, сути дела нисколько не меняет. И в том, и в другом случае имеет место наследственное правопреемство, а вовсе не возникновение обязанности по охране произведения от искажения в силу прямого указания закона.
На практике наследники, а также специально назначенные автором для охраны неприкосновенности произведения лица выходят за рамки чисто охранительных функций и выдают разрешения на внесение в произведение изменений и дополнений. В литературе сделан вывод, что такая практика не противоречит смыслу закона, если только при этом не происходит коренное изменение творческого замысла создателя произведения4. Лица, охраняющие неприкосновенность
210
произведения, могут, в частности, разрешать снабжение произведения предисловиями, комментариями, внесение в произведение уточнений, связанных с развитием науки и техники, и т. п. При необходимости указанные обстоятельства могут быть особо оговорены во введении, предисловии или ином месте работы. Новый авторский Закон подчеркивает, что указанные правомочия наследников каким-либо сроком не ограничиваются. При отсутствии наследников неприкосновенность произведения обеспечивается специально уполномоченным органом Российской Федерации.
Реализация автором права на защиту репутации иногда вступает в коллизию с правами лица, являющегося собственником того материального носителя, в котором воплощено произведение. Например, если собственник произведения изобразительного искусства или архитектурного сооружения вносит в них изменения, переделки или просто разрушает их, его действия прямо затрагивают охраняемый законом интерес создателя произведения. Выше уже отмечалось, что собственник обязан обеспечить неприкосновенность произведения изобразительного искусства, которым он владеет. Поэтому в принципе любые действия собственника, не обеспечивающие сохранность произведения, могут квалифицироваться как нарушения права автора на защиту репутации.
Иногда о нарушении рассматриваемого права может свидетельствовать сам порядок использования произведения собственником. Представляет известный интерес в этом смысле следующее дело. В 1956 г. по заказу творческо-производственного объединения "Художник" скульптор В. создал для художественной выставки скульптурный портрет актрисы П. в роли Офелии. В последующем скульптура была приобретена у объединения одним из колхозов и под названием "Скорбящая" установлена на могиле воинов, погибших в годы второй мировой войны. В 1981 г. наследница автора и актриса П. потребовали от колхоза перемещения скульптуры в иное, соответствующее назначению место. Первоначально указанное требование было отклонено со ссылкой на то, что колхоз является собственником скульптуры и может распоряжаться ею по своему усмотрению. В последующем, однако, действия колхоза были квалифицированы как нарушение неприкосновенности произведения. Использование станковой скульптуры "Офелия" в ансамбле памятника погибшим воинам было признано противоречащим творческому замыслу автора, содержанию и назначению произведения. Кроме того, было установлено, что скульптура, выполненная из материала, предназначенного для закрытого помещения, разрушается от атмосферного воздействия. Отмечалось, что установление в качестве надгробия скульптурного изображения здравствующей актрисы в одной из ее ролей является нарушением этических норм. В итоге законные требования заявителей были удовлетворены1.
211
Несколько иначе решается вопрос об охране неприкосновенности тех произведений, которые предназначены в основном для утилитарного использования. Так, владельцы зданий и сооружений, произведений декоративно-прикладного искусства и дизайна могут вносить в них изменения в соответствии со своими разумными потребностями. Лишь в том случае, если будет установлено, что собственник совершает эти действия специально в целях нарушения прав автора, это может быть признано злоупотреблением правом, и тогда автор приобретает право на защиту.
Нарушение права на защиту репутации — одно из наиболее часто встречающихся нарушений авторского права. При обнаружении данного нарушения автор (правопреемники автора) вправе требовать внесения в произведение соответствующих исправлений, публикации за счет нарушителя сведений о допущенном нарушении, запрещения выпуска произведения в свет или прекращения его распространения.
212