(3) Письма, дневники, личные заметки. К числу охраняемых законом литературных произведений, безусловно, относятся письма, дневники, личные записи и иные аналогичные документы личного характера, хотя закон и не выделяет их особо среди других литературных произведений. Проблема охраны прав граждан, создающих или хранящих указанные документы, имеет три аспекта. Первый из них связан с тем, что эти личные документы рассматриваются как произведения, охраняемые авторским правом. В этой связи право на письма, дневники, записки, заметки и т. п. принадлежит их автору, только с согласия которого и может быть осуществлено их опубликование. Второй аспект данной проблемы состоит в том, что указанные документы, как правило, носят частный характер и затрагивают личную сферу человеческой жизни. Зачастую они пишутся исключительно в личных целях и совершенно не предназначены для публикации. А. С. Пушкина "приводила в бешенство" мысль, что его сугубо интимные письма к жене читаются другими людьми и даже самим императором Николаем I. "Никто не должен знать, что происходит между нами, никто не должен быть принят в нашу спальню. Без тайны нет семейной жизни", — писал А. С. Пушкин жене2.

Поэтому правовая охрана писем, дневников и иных подобных документов связана с обеспечением конституционного права граждан на охрану их частной жизни. Согласно ст. 23—24 Конституции РФ "каждый имеет право на неприкосновенность его частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений... Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускается".

128

Тайна документов личного характера охраняется независимо от ценности содержащихся в них сведений. С точки зрения правовой охраны не имеет значения, кто является автором дневников и писем — известный общественный деятель, знаменитый писатель, видный ученый или простой гражданин. Критерием правовой охраны этих объектов является лишь частный характер содержащихся в них сведений. С этих позиций для опубликования писем, дневников и т. п. требуется согласие их авторов, а если речь идет о письмах, то и согласие адресата. В случае смерти кого-либо из указанных лиц подобные документы могут публиковаться с согласия пережившего супруга и детей умершего.

Третий аспект данной проблемы связан с правом собственности на письменные документы, содержащие сведения о частной жизни. Так, собственником письма, телеграммы или иного сообщения является лицо, которому они адресованы. Как собственник, он, в принципе, может по своему усмотрению распорядиться принадлежащим ему документом как материальным предметом, например, может его уничтожить, подарить, продать в качестве автографа и т. п. Однако в этом случае он несет ответственность за возможное распространение содержащихся в документе сведений частного характера.

Если материалы дневников, заметок, писем без разрешения автора или его родственников готовятся к опубликованию, то эти лица могут обратиться в суд с иском о запрещении опубликования, об изъятии из обращения уже изданных материалов, а также о компенсации нанесенного морального вреда. Так, в статье, опубликованной в одном из журналов, были приведены выдержки из личной переписки двух видных театральных деятелей, ныне покойных. Дети одного из них предъявили в суд иск, требуя прекратить дальнейшие публикации, поскольку они согласия на это не давали. Кроме того, они указывали, что выдержки из писем взяты произвольно и им дан тенденциозный комментарий, создающий у читателей ложное представление об их отце. В связи с этим истцы требовали поместить в ближайшем номере журнала опровержение ряда суждений, высказанных автором комментария, и наложения запрета на дальнейшую публикацию. Требования истцов были удовлетворены.

129


2 Пушкин А. С. Письмо к Н. Н. Пушкиной от 18 мая 1834 г. // Ободовский И., Дементьев М. Вокруг Пушкина. М., 1975. С. 44—45.