7. Произведения, не охраняемые авторским правом

К числу объектов, не охраняемых авторским правом, относятся прежде всего те из них, которые не обладают хотя бы одним из признаков произведения науки, литературы и искусства. Так, если лицом в ходе проделанной работы достигнут не творческий, а чисто технический результат, он нормами авторского права не охраняется. К такого рода результатам относятся, в частности, телефонные справочники, расписания движения, адресные книги и т. п. при условии, что составителем не была применена оригинальная система изложения справочных данных. В спорных случаях наличие творческого вклада устанавливается экспертизой, проводимой соответствующими специалистами. Приведем характерное дело из практики Санкт-Петербургского городского суда. Б. обратился с иском о признании соавторства на сборник песен "Земля Брянская", мотивируя свое требование тем, что он осуществил нотацию включенных в сборник песен. В соответствии со ст. 487 ГК РСФСР 1964 г. к объектам, охраняемым авторским правом, относились записи произведений народной музыки, подвергнутые специальной обработке. В заключении экспертизы, проведенной по делу, указывалось, что нотация не является обработкой народной песни. С учетом данного заключения суд пришел к выводу, что Б. проделана техническая, а не творческая работа, и отказал в иске3.

В связи с тем что доктрина российского авторского права предполагает охрану лишь формы произведения, а не его содержания, в литературе неизменно отмечалось, а ныне нашло прямое отражение в п. 4 ст. 6 Закона "Об авторском праве и смежных правах" положение о том,

119

что авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, принципы, открытия, факты. Некоторые из перечисленных результатов творческой деятельности охраняются в рамках иных институтов права, например патентного права; вопросы охраны других творческих результатов обсуждаются в научных кругах. Но сами по себе идеи, принципы, факты и подобные им результаты творческой деятельности авторское право не охраняет. Если, однако, такие результаты выражены в оригинальной форме, последняя пользуется правовой охраной. Так, московское издательство "Аурика" выпустило в свет книгу "Домашнее консервирование", заимствовав большую часть советов по заготовке овощей и фруктов из книги Р. Лойко "Консервируем сами". Хотя рецепты сами по себе авторским правом не охраняются, охраноспособна та форма, в которой они выражены. Поскольку последняя не подверглась никакой переработке, суд пришел к правильному выводу о нарушении авторских прав Р. Лойко1.

Наряду с подобными объектами существуют произведения, обладающие всеми необходимыми признаками, но не охраняемые авторским правом в силу прямого указания закона. К их числу относятся следующие четыре категории произведений.

Во-первых, не пользуются правовой охраной произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права. Вопрос о сроке действия авторского права будет рассмотрен ниже. Здесь же отметим, что истечение срока охраны никак не влияет на охрану авторства, имени автора и неприкосновенности произведения.

Во-вторых, из сферы правовой охраны исключены официальные документы, их официальные переводы, а также государственные символы и знаки. К числу официальных документов относятся законы и иные акты нормативного характера — инструкции, указания, стандарты, методические рекомендации, уставы юридических лиц и т. п., судебные решения и иные акты правоприменительных органов — обвинительные заключения, представления прокуратуры, акты органов предварительного следствия и т. п., а также иные официальные документы, исходящие от организаций и должностных лиц, — отчеты, справки, патентные описания, иски и т. п. Государственными символами и знаками считаются флаги, гербы, гимны, ордена, денежные знаки и т. п. Большинство из названных документов являются творческими произведениями, авторы которых известны. В этом смысле они ничем не отличаются от обычных произведений, охраняемых авторским правом. Однако как только данное произведение в результате его принятия (утверждения, одобрения) получает статус официального

120

документа, знака или символа, оно изменяет свой правовой режим. Это и понятно, так как указанные объекты могут эффективно выполнять свою роль лишь в том случае, если они используются широко и без каких-либо ограничений.

Момент изменения правового режима произведения имеет большое практическое значение для правильного разрешения возникающих споров. Так, Э. П. Гавриловым приводится пример подобного спора, возникшего между группой авторов и организацией в связи с подготовкой методического материала. Указанный материал был издан организацией, однако вознаграждение авторам не было выплачено. Авторы доказали, что написание этого материала не входило в круг их служебных обязанностей и потому они должны получить вознаграждение. Организация в ответ на это выдвинула довод о том, что этот материал представляет собой методические указания, утвержденные должностным лицом организации, т. е. является нормативным актом, который не охраняется авторским правом. Суд с такой аргументацией организации не согласился, указав, что во время сдачи в организацию этого материала он еще не был официальным документом и потому пользовался авторской охраной1. Что касается условий дальнейшего использования этого материала, то после придания ему официального статуса он может использоваться свободно, как и всякий официальный документ.

В-третьих, в силу прямого указания закона не охраняются авторским правом произведения народного творчества. К ним относятся произведения фольклора — частушки, поговорки, анекдоты, танцы и т. п., произведения народных художественных промыслов, народные костюмы, традиционная архитектура и т. п. При этом имеются в виду прежде всего произведения современного народного творчества, поскольку выделение в особую группу ранее созданных произведений такого рода не имело бы большого смысла, ибо они не охраняются авторским правом в силу истечения срока охраны. Причиной исключения произведений народного творчества из сферы охраны является то, что авторство на них не может быть объективно индивидуализировано, так как их автором является народ. Их следует отличать от произведений, бесспорно имеющих конкретных авторов, имена которых, однако, не известны в силу тех или иных причин, например, при анонимном опубликовании произведения. Совершенно очевидно, что подобные произведения охраняются авторским правом без каких-либо изъятий.

В-четвертых, не признаются объектами авторского права сообщения о событиях и фактах, имеющие информационный характер (ст. 8 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). В самом деле, бесстрастная информация о том или ином факте является лишь

121

точным его отражением и не включает в себя элементы творчества. Таковы, в частности, краткие сообщения телеграфных информационных агентств, официальная хроника, сообщения о криминальных происшествиях и т.п. Поскольку на первый план здесь выдвигаются точность и оперативность информации, она подается, как правило, в очень сжатом виде, не оставляющем места для проявления авторской индивидуальности. Единственное, на что вправе претендовать автор сообщения или впервые опубликовавший его орган массовой информации, — это требовать указания другими органами, сообщающими данную информацию, на источник ее первоначального обнародования. Так, согласно ст. 23 Закона РСФСР "О средствах массовой информации" при распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна. Обязательность ссылки на другие (кроме информационных агентств) средства массовой информации, а также конкретных лиц, первыми получивших ту или иную информацию, имеется лишь тогда, когда такая просьба или условие прямо выражены этим органом или автором конкретного сообщения. В тех же случаях, когда сообщение о том или ином событии сопровождается авторским комментарием, оценками значимости происшедшего, прогнозами, анализом или иной интерпретацией, оно приобретает режим объекта авторского права. Дословное воспроизведение таких сообщений допускается с обязательным указанием имени автора, если только автором это специально не запрещено (п. 3 ст. 19 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах").

Не так давно в отечественной практике достаточно остро встал вопрос о том, охраняются ли авторским правом программы теле- и радиопередач и соответственно могут ли газеты их свободно перепечатывать. Страсти по этому поводу особенно накалились после принятия 19 мая 1994 г. Судебной палатой по информационным спорам при Президенте РФ рекомендации "О правовой природе программ теле- и радиопередач, публикуемых в периодических печатных изданиях"1. Судебная палата высказалась в пользу признания программ передач объектами интеллектуальной собственности, право распоряжения которыми, в том числе распространение программ, принадлежит телерадиокомпаниям. Такое решение вопроса вызвало крайне негативную реакцию многих периодических изданий, а также полемику на страницах печати2. При этом как сторонники, так и противники принятой Судебной палатой рекомендации ссылались на соответствующие примеры из практики, а также апеллировали к уже состоявшимся

122

судебным процессам, завершившимся прямо противоположными решениями. Что же касается аргументации позиций сторон, то она, к сожалению, свелась в основном к взаимным обвинениям в некомпетентности, к упрекам на отсутствие цеховой солидарности и к довольно абстрактным ссылкам на необходимость охраны интеллектуальной собственности. Если же отвлечься от этих моментов и обратиться к существу дела, то его можно свести к двум тесно взаимосвязанным вопросам, а именно: 1) соответствуют ли программы передач требованиям, предъявляемым к объектам авторского права и 2) если они не являются объектами авторского права, то могут ли телерадиокомпании передавать их периодическим изданиям за плату.

Отвечая на первый из поставленных вопросов, необходимо признать, что программа передач объектом авторского права, по общему правилу, не является. Сам по себе факт того, что составление программы передач требует усилий многих лиц и чаще всего является результатом творческой деятельности, сомнений не вызывает. Но не всякий результат интеллектуальной, в том числе творческой деятельности пользуется правовой охраной на данном этапе развития общества. При рассмотрении понятия интеллектуальной собственности, в частности, отмечалось, что в настоящее время не охраняются правом идеи, принципы, теории, гипотезы и другие подобные им результаты интеллектуальной деятельности, несмотря на то, что они носят, безусловно, творческий характер. В Законе РФ "Об авторском праве и смежных правах" это положение констатирует п. 4 ст. 6, гласящий, что "авторское право не распространяется на идеи, методы, процессы, системы, способы, концепции, открытия, факты". Указанные интеллектуальные достижения в случае, если они выражены в доступной для восприятия форме, являются одной из составляющих содержания авторских произведений. Но авторское право в силу лежащих в его основе положений охраняет лишь форму, а не содержание произведений.

Возвращаясь непосредственно к программам передач, необходимо заметить, что суть усилий составителей сетки вещания заключается в творческой разработке именно содержательной части такого результата интеллектуальной деятельности, как программа. То, как соотносятся между собой передачи различных видов и жанров, какой категории слушателей и зрителей они адресованы, в какое время они передаются в эфир, — это и многое другое является результатом творческой деятельности. В этом смысле программы передач сродни сборникам и другим составным произведениям, которые признаются объектами авторского права в силу того, что включенный в них материал расположен по какой-либо оригинальной схеме. Как и по отношению к сборникам, применительно к программам радио- и телепередач правомерна постановка вопроса о недопустимости заимствования той оригинальной системы, которая положена в основу программы как совокупности определенных материалов, передаваемых в эфир. Но нельзя не признать,

123

что возможности авторского права в этом плане достаточно ограничены ввиду того, что идеи, положенные в основу построения программы, сами по себе авторским правом не охраняются.

От программы передач как совокупности передаваемых в эфир материалов необходимо отличать программу передач как доводимую до слушателей (зрителей) информацию о тех передачах, которые будут переданы в эфир. Данная информация, если только она не подается в какой-либо оригинальной форме, никакого самостоятельного произведения не образует. В таком своем понимании программа передач подпадает под сообщение о событиях и фактах, имеющее информационный характер и не являющееся объектом авторского права (ст. 8 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах"). Из этого следует, что информация о программах передач может использоваться любыми заинтересованными лицами, в том числе газетами, свободно, т.е. без разрешения телерадиокомпаний и без выплаты какого-либо вознаграждения1.

Сказанное, однако, вовсе не означает, что между организациями эфирного вещания и газетами не могут заключаться договоры о передаче информации о программах передач для их печатания в газетах. В современном мире информация уже давно приобрела товарный характер и выступает в качестве особого объекта договорных отношений, связанных с ее сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием в различных сферах человеческой деятельности2. В этом плане программа передач как особый информационный продукт может передаваться на определенных условиях любым заинтересованным лицам. Заинтересованность конкретных газет может выражаться, в частности, в получении информации о программах передач к определенному времени, на конкретном материальном носителе, в оговоренной форме и т. п. Нельзя лишь приобрести исключительное право на использование программы, так как с момента опубликования данной информации она становится всеобщим достоянием и может использоваться любыми заинтересованными лицами. Иными словами, организации эфирного вещания могут продавать информацию о программах своих передач, но только тем газетам, которые заинтересованы в ее приобретении для получения тех или иных преимуществ. Те же газеты, которые получают эту информацию законным путем из других источников, например, узнавая ее из газет, уже

124

опубликовавших программы передач, могут делать это свободно, так как никакого нарушения авторских прав здесь не происходит.

125


3 Слабак А Вопросы соавторства в судебной практике // Советская юстиция 1985 №18 С 10-11
1 Московский комсомолец. 1997. 6 декабря.
1 Гаврилов Э. П. Советское авторское право. С. 101. — 102.
1 Российская газета. 1994. 28 мая
2 См., напр. Российская газета. 1994. 28 мая, 8 июня, 13 июля и др
1 Вывод о том, что с позиций российского авторского законодательства информация о программах передач не является объектом авторского права, не будет поколеблен даже в том случае, если в готовящемся законе о теле- и радиовещании вопрос о перепечатке программ будет решен в пользу организаций эфирного вещания
2 См Гражданское право / Под ред. Ю. К. Толстого и А. П. Сергеева Часть I. СПб, 1996. С. 190.