(2) Копии произведений изобразительного искусства. Произведения изобразительного искусства в принципе могут (за исключением единичных случаев) не только воспроизводиться в виде репродукций, фотографий, слайдов и т.д., но и воссоздаваться в своей оригинальной предметной форме. Вопрос о правовом режиме копий произведений изобразительного искусства прямого разрешения в законодательстве не получил и должен решаться с учетом общих положений авторского права. Очевидно, что снятие копий с таких произведений допускается лишь с согласия автора или его правопреемников, а в некоторых случаях — с согласия собственника, например музейного учреждения. Произведения изобразительного искусства, например скульптура, установленная в публичном месте, в отношении которой истекли сроки охраны, могут копироваться без всякого разрешения.
По вопросу о том, следует ли считать копию произведения изобразительного искусства объектом авторского права, мнения в литературе разделились. С точки зрения некоторых ученых, копия, какой бы мастерской она ни была, является результатом весьма квалифицированной, но все же технической работы и потому объектом авторского права не признается2. Другие ученые полагают, что создание копий — это особое искусство, требующее творческого вклада художника, который неизбежно отражается во вновь создаваемом произведении. Кроме того, известно немало примеров, когда копия произведения по своим художественным достоинствам превосходила оригинал. Поэтому в большинстве случаев копия должна признаваться объектом, достойным самостоятельной охраны со стороны авторского права3. Судебной практике известно решение, которым было удовлетворено требование автора, создавшего копию неохраняемого скульптурного произведения, указать его имя при издании фотоальбома, в котором воспроизводилось изображение его произведения. Такое решение вопроса, равно как и признание за создателем копии произведения изобразительного искусства иных авторских прав, представляется совершенно справедливым.
145