Л. Сборники и другие составные произведения. Особым объектом авторского права признаются по российскому законодательству сборники и другие составные произведения, которые создаются путем творческого соединения в единое целое произведений, автором которых составитель не является. Суть творческой деятельности составителя заключается в том, что он самостоятельно отбирает необходимый материал, располагает его по оригинальной системе и зачастую подвергает его обработке, например, адаптирует древний текст к современным требованиям, снабжает его комментарием, отсылками, предметным и именным указателями и т.п. Результатом творческой работы автора-составителя является сама разработанная им система расположения материала. Разумеется, простая техническая работа, например подготовка сборника нормативных актов, расположенных в хронологическом порядке, творческой деятельностью не признается и авторско-правовой охраной не пользуется.

Говоря об авторских правах составителей сборников, закон различает сборники произведений, являющихся и не являющихся объектами чьего-либо авторского права. Если в сборник включаются материалы и произведения, не охраняемые авторским правом, например, нормативные акты, произведения, срок охраны которых истек и т. д., единственным условием возникновения авторского права составителя сборника является самостоятельная систематизация включенного в сборник материала либо его самостоятельная обработка. Если же включаемые в сборник произведения охраняются авторским правом, дополнительным условием возникновения прав составителя на сборник является соблюдение им прав авторов включенных в сборник произведений.

Вполне понятно, что авторское право составителя распространяется именно на сборник как таковой, но никак не на произведения, включенные в сборник. Поскольку произведением является лишь сама система расположения материала или его обработка, это не препятствует другим лицам подвергнуть тот же материал иной систематизации и обработке и тем самым создать новое произведение.

К числу сборников закон относит энциклопедии, словари, антологии и т. п. Авторы произведений, включенных в составное произведение, вправе использовать свои произведения независимо от составного произведения, если иное не предусмотрено авторским договором. Исключительное же право на использование таких составных произведений, как энциклопедии, энциклопедические словари, периодические и продолжающиеся сборники научных трудов, газет, журналов и других периодических изданий, принадлежит их издателям. Издатель,

153

в частности, вправе при любом использовании таких изданий указывать свое наименование либо требовать такого указания.

Сказанное, разумеется, не означает, что закон закрепляет за издателями, выпускающими в свет периодическое или продолжающиеся издания, исключительные права на подобные издания как таковые. Любое заинтересованное лицо вправе в установленном законом порядке начать выпуск периодического издания, которое совпадает с уже имеющимися по тематике и целям, рассчитано на ту же аудиторию, имеет сходную систему подачи материала, если последняя не является оригинальной, и т.д. При этом не должны лишь заимствоваться те элементы уже существующих периодических или продолжающихся изданий, которые являются результатами творческой деятельности, а также нарушаться права на иные объекты интеллектуальной собственности, например, на название периодического издания, если последнее зарегистрировано в качестве товарного знака.

Так, в последнее время немало споров возникло вокруг выпуска таких периодических изданий, как тематические календари. Издательства, выпускающие такие календари, предназначенные, например, для женщин, садоводов, рыболовов-любителей и т.п., нередко претендуют на признание за ними исключительного права на их дальнейшее издание и требуют, чтобы никто другой выпуском подобных календарей не занимался. Такая постановка вопроса не согласуется ни с авторским законодательством, ни с законодательством о средствах массовой информации. Поскольку идеи и концепции как таковые законом не охраняются, монопольные права на выпуск издания, пусть даже основанного на оригинальной концепции, закреплены за кем-либо одним быть не могут. Выпускать календари одной и той же тематической направленности вправе разные издательства при условии, что они являются результатами самостоятельной творческой деятельности.

Иногда, однако, происходит не только совпадение тематики календарей, но и существенное заимствование их внешнего оформления, оригинальной системы подачи материала, а также самого текста, т.е. всего того, что образует форму произведения и пользуется правовой охраной. Приводящиеся при этом ссылки на использование составителями календарей одних и тех же материалов и, как следствие, неизбежность совпадений, не могут служить оправданием, если налицо прямое копирование уже выходящих в свет изданий.

Показателен в этом отношении спор по поводу Православного церковного календаря, который возник между издательством Московской Патриархии и ООО "Русское рекламное издательство" и вызвал большой общественный резонанс. Истец — издательство Московской Патриархии — обратился в арбитражный суд с иском о нарушении принадлежащих ему авторских прав на Православный церковный календарь, который является периодическим изданием, выпускаемым Московской Патриархией с 1944 г. Основу календаря образует так

154

называемый "месяцеслов" — перечень дней года, имен святых, читаемых в этот день молитв, совершаемых богослужений и т.д. В календаре представлены также изображения икон, церквей, фотографии духовных лиц, список епархий и архиереев и иной материал. Календарь ежегодно обновляется и уточняется.

Основанием для предъявления иска послужил выпуск ООО "Русское рекламное издательство" Православного церковного календаря на 1996 г. общим тиражом 80 тысяч экземпляров. Хотя истец еще в ходе первого судебного процесса доказал, что календарь, выпущенный "Русским рекламным издательством", по существу, копирует календарь истца, повторяя даже допущенные опечатки, судебные инстанции дважды отказывали в иске, не усматривая в действиях ответчика нарушения авторских прав истца. В конечном счете постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа иск издательства Московской Патриархии был удовлетворен. Обосновывая свое решение, суд справедливо указал на то, что, во-первых, Православный церковный календарь является объектом авторского права, так как представляет собой результат творческого труда по подбору и изложению материала; во-вторых, он является периодическим изданием, исключительные права на которое принадлежат его издателю, обеспечивающему его ежегодное уточнение и редактирование; в-третьих, ответчик неправомерно заимствовал очередную подготовленную истцом редакцию календаря, что с очевидностью вытекает из сопоставления текстов двух календарей1.

Правовой режим сборника имеет и такой объект авторского права, как база данных, под которой понимается объективная форма представления и организации совокупности данных (статей, расчетов и т.д.), систематизированных таким образом, чтобы эти данные могли быть найдены и обработаны с помощью ЭВМ. Как и во всяком сборнике, результат творческой деятельности здесь выражается в особом подборе и организации данных независимо от того, являются ли сами эти данные объектами авторского права.

155


1 Более подробно о данном деле см.: Гаврилов Э.П. Суд признал: "Русское рекламное издательство" виновно в нарушении авторских прав // Книжное обозрение. 1997. 12 августа.